Садовая геометрия

Геометрические формы в дизайне сада и парка

В ландшафтном дизайне многое строится на геометрических конструкциях. Геометрия линий и форм отлично работает во всем, начиная с общей планировки пространства и введения отдельных акцентов и заканчивая тем, что дизайнер в целом делает ставку на эффектность кубических, шарообразных, линейных и т.п. элементов.

Геометрия форм и планировка

Планировка участка обязательно опирается на геометрические построения. Еще на этапе проектирования ландшафтный дизайнер смотрит на форму участка, на то, как в нее вписан дом и остальные постройки и размещает садовые элементы в соответствии с общей концепцией участка. Обычно участок бывает квадратной или прямоугольной формы, а дом сегодня может иметь самые замысловатые очертания на плане. Традиционные квадрат и прямоугольник, конечно, встречаются, но вообще проектировщики не скупятся на разнообразие. Например, если дом выстроен буквой П, то пространство между двумя крыльями строения уместно будет обыграть полукругом внутреннего дворика, несколько выступающим за общие очертания дома. Такое сочетание прямоугольных форм и дуги будет смотреться очень органично, а для законченности его можно дополнить шарообразными элементами декора, расположенными по окружности: светильниками или мелкими кустарниками.

Еще один интересный вариант, который успешно используют современные архитекторы – это трехскатная крыша в форме пирамиды. Такую конструкцию будет уместно обыгрывать треугольными формами и конусовидными объемными элементами в дальнейшем озеленении участка. Например, цветник перед домом может быть выполнен как разделенный от угла к углу квадрат или четырехугольник. Таким образом, фактически правильная и симметричная фигура будет зрительно соотноситься с треугольником.

Следует отметить, что разнообразие геометрических форм начинает звучать в нужном ключе лишь если эти формы имеют четкие очертания. Для воплощения геометрии плана в реальность изобразительными средствами для ландшафтного дизайна и озеленения служат мощеные и песчаные дорожки сада, бордюры и ограждения, живые изгороди.

Использование геометрических форм как концептуальный принцип

Кто-то старается создать в своем саду эффект дикой и нетронутой природы, а кто-то тяготеет к авангарду, кубизму, четкости линий. Стремление к регулярности и геометричности форм, симметричности и строгости вписывается в так называемый формальный стиль. Общее ощущение порядка и организованности подойдет педантичным натурам.

Если вам особо интересны правильные геометрические формы, и вы хотели бы любоваться их четкими очертаниями постоянно, то весь ландшафтный дизайн участка можно построить на обыгрывании кубов, шаров, пирамид и конусов.

При благоустройстве и озеленении в работе с геометрическими формами надо знать, что абсолютно все элементы композиции соотносятся с какой-либо плоскостной, линейной или объемной фигурой. Кроны кустарников и деревьев сами по себе тяготеют к форме шара, конуса или параболоида, но, кроме того, их можно довести до точного соответствия с любой объемной формой с помощью фигурной стрижки.

Линии на вашем участке могут быть представлены бордюрами, оградами, дорожками. Газоны и цветники с низко растущими, однотипными цветами воспринимаются глазом как плоскости.

Из всех этих компонентов составляются гармоничные, насыщенные и неизменно радующие взгляд композиции. Причем для нужного эффекта ландшафтные дизайнеры компании “ПозитивПроект” рекомендуют совмещать в одном контексте разные формы, создавая эффект контрастности. Начинающим следует основывать свою работу на какой-то одной форме, сочетая между собой либо шары, круги, овалы и дуги, либо кубы, квадраты, прямоугольники и прямые линии, либо пирамиды, конусы и треугольники и т.п. Разнообразия в таком случае можно достигать за счет совмещения фигур разных размеров. Так, хорошо будет смотреться круглая ваза или фонтан в центре округлого газона или цветника.

Однако грамотный и опытный профессионал работает более тонко и способен достигать потрясающих эффектов, выстраивая композиции на контрасте, совмещая не только крупные и мелкие, высокие и низкие элементы, но и самые противоположно звучащие формы.

Как это реализовать на практике? Приведем несколько примеров. Если у вас имеется прямоугольный или квадратный газон, то расположите в углах шарики мелкого кустарника, например, самшита.

Ландшафтный дизайн должен органично сочетать в себе противоположности или дополнять друг другом однородные формы, ведь в итоге необходимо достичь легкости восприятия основного рисунка участка.

Геометрия линий и форм в декоративных акцентах

По опыту дизайнеров компании “ПозитивПроект”, геометрические акценты прекрасно работают на любом участке. Эти элементы могут присутствовать в разном количестве. Вариантов здесь множество. Так, чтобы акцентировать внимание на входе в дом или беседку можно расположить по обе стороны конусовидные деревья-солисты в горшках или кадках. Подходящими по форме будут туя или ель. Такой же прием можно использовать, подчеркивая композиционную значимость какой-либо малой архитектурной формы – скамьи, например. В районе входной группы вытянутым формам отдается приоритет в связи с тем, что они подчеркивают вертикальное положение двери, как бы повторяют ее вектор.

Небольшие самшитовые шары могут пунктиром располагаться вдоль дорожки, проходящей по открытому пространству газона. Так они дополнительно выделяют линию тропинки, что позволяет избежать ощущения пустоты на большой площади газонной травы.

Кстати, саму дорожку можно сделать не сплошной, а пунктиром: если квадратные плиты в траве положить на небольшом расстоянии друг от друга, то получится очень эффектный геометрический рисунок, напоминающий мозаику.

Осветительные приборы разных геометрических форм являются великолепным средством декора. Шарообразные светильники более современны, а светильники в форме параллелепипеда с крестообразным пересечением на каждой стороне создают атмосферу прошлых веков.

Компания “ПозитивПроект” предлагает

© 2003-2020 г. Москва
ООО “ПозитивПроект” – ландшафтная компания.

Москва, ул. 13-я Парковая, д.27 к.1

+7 (495) 231-89-01
+7 (925) 279-81-02
+7 (905) 552-76-44

Уроки садовой геометрии. Как спланировать дачный участок

Плетем сети

Классические регулярные сады прошлого, восхищающие любителей садового искусства, всегда создавались на основе простых геометрических форм – квадрата, круга или прямоугольника. Но такой подход вполне приемлем и для дачного участка. При этом сад не обязательно получается строгим и симметричным – преобладание четких линий просто делает его логичным и удобным для жизни.

Для создания гармоничного сада, в котором соблюдены правильные пропорции, пользуются масштабной сеткой. Сама сетка – всего лишь организующий момент, который поможет нам очертить элементы участка (условно ее можно сравнить с тетрадью в клетку, в которой делать задания по геометрии гораздо удобнее, чем на чистой бумаге).

Нужно понять – в саду никаких клеток наносить на землю не придется. Чаще всего делают так: берут план участка, сверху накладывают кальку, а на нее наносят масштабную сетку. Затем прикладывают одну из линий сетки к фасаду дома. После этого рисуем на этой кальке приблизительные границы элементов оформления, а добившись хорошего результата – переносим на основной план.

Шаг сетки может зависеть от величины участка и дома (чем больше последний, тем крупнее ячейки) и определяется либо по размерам характерных архитектурных элементов постройки, например эркера или пролета веранды, либо по расстоянию между столбами забора. При этом для участков площадью менее 6 соток ее шаг чаще всего приближают к 2 м, от 6 до 15–20 соток – к 3 м. Скажем, если участок маленький и мы ориентируемся на пролет ограды длиной 1,7 м, то именно эта величина и будет шагом сетки. При этом размер «клетки» – не догма: величина наших пергол или площадок привязывается к ним только приблизительно, а за основу берется удобство использования, параметры используемого материала и другие важные факторы. То есть сетка вводит нас в некие рамки, но какими-то клетками мы пользуемся, а какими-то нет.

По клеточкам и по кругу

Существует три типа планировки при помощи масштабной сетки: прямоугольная, диагональная и круговая. Наиболее распространен первый вариант. Он наиболее простой, но зато крайне функциональный. При этом все линии в саду, будь то дорожки, мощение, границы цветников и газонов, проходят либо параллельно, либо перпендикулярно фасаду дома.

Диагональная разновидность планировки позволяет не только придумать более оригинальные дизайнерские решения, но и помогает зрительно увеличить садовое пространство, как бы раздвигая его границы – ведь диагональ прямоугольника всегда больше любой его стороны. В этом случае садовые линии тоже будут прямыми, но по отношению к фасаду дома будут расположены уже под углом 45°.

И наконец, последний тип планировки – круговая. Это, пожалуй, самый сложный из трех вариантов, но конечный результат стоит потраченных усилий. Сады с круговой планировкой всегда кажутся больше, чем с прямыми линиями, и всегда ощущаются как более уютные.

Круглый газон, площадка для отдыха, водоем и клумба будут уместны на любом участке. Даже широко используемые в садах перголы смотрятся куда интереснее, когда их столбы расположены по окружности. А если и дорожки при этом имеют форму дуги, то ощущение покоя и гармонии в таком саду обеспечено. Радиус основного круга должен быть пропорционален шагу сетки. При планировании проще всего нарезать кружочки (будущий газон, бассейн) и двигать их по плану, пока не получится устраивающий вас результат. В большой круг удобно «вписать» различные элементы (перголы, грядки и пр.), привязав их к радиусам. При этом их размеры – длина, ширина – выбираются с точки зрения здравого смысла.

При проектировании сада с помощью масштабной сетки часто применяют комбинацию двух вариантов, например, кругового и прямоугольного. В этом случае в дизайне используются как прямые линии, так и окружности, а элементы разной геометрической формы примыкают друг к другу, к примеру, прямая, как стрела, дорожка ведет к круглой мощеной площадке. Продумывая облик собственного сада, лучше всего не полениться и начертить несколько планов с использованием трех разных типов планировки, а также их возможных комбинаций, и после этого выбрать самый эффектный из них.

Геометрические мотивы в ландшафтном дизайне

Идея использовать геометрические формы как источник вдохновения и выразительного средства в изобразительном искусстве и дизайне не нова. Первыми в этом направлении стали продвигаться художники, основавшие направление “кубизм”. Известен и “супрематизм” К. Малевича с его квадратами, кругами, прямыми и ломаными линиями.

В ландшафтном дизайне геометрические фигуры стали использовать в давние времена. В качестве примера можно привести регулярный сад (парк) Версаля, созданные искусными садовниками эпохи французской монархии. Ровные дорожки, квадратные цветники, шарообразные и конусовидные топиары очевидно доминируют в садовых композициях в это время.

Читайте также:  Рецепты сахарной глазури для новогодних десертов

Сегодня такие мотивы способны стать основополагающими в дизайне сада, могут выступать в роли небольших и эффектных акцентов.

Планировка

Какой бы ни была планировка сада, она так или иначе будет связана с геометрией. Сами очертания участка, который обычно имеет прямые углы, задают ритм всему проекту. Сегодня встречаются участки неправильной формы, наполнить их гармонией может именно грамотная геометрия. Достаточно расположить дом и хозпостройки под нужными углами к сторонам участка, добиться равновесия за счет продуманной посадки деревьев, кустарников, цветников и других садовых объектов.

Опишем пример грамотного планирования на основе комплекса прямоугольников, дуги и шаров. Сейчас популярны дома в виде буквы П, которые имеют два крыла. Такой подход позволяет построить дом большой площади, ограничив его одним этажом, и при этом сделать разные его части достаточно удаленными друг от друга, что очень целесообразно, если люди любят уединение. Внутренний дворик, выделенный в общей композиции особым покрытием (брусчатка, плиты, доски и т.п.), строят на основании полукруга между двумя крыльями здания, в его центре. Саму дугу или ее концы можно обыграть шарообразными топиарами или светильниками.

В планировке дизайнер ландшафтной компании “Гринтэк” отталкивается от композиционного центра – жилого дома. Трехскатная крыша дает возможность повторения пирамидальных, конусовидных и треугольных форм. Стоит разделить стандартный четырехугольный цветник диагональю из цветов контрастного цвета – он войдет в резонанс с постройками.

Четкая геометрия

Кто-то тяготеет к природным формам, желает создать сад в эко-стиле, а кому-то милее четкость и строгость линий, авангардные решения и футуризм. Регулярность подразумевает общее стремление к упорядоченности и организованности, что придется по вкусу педантичным натурам.

Возможны дизайнерские решения, где вся концепция построена на обыгрывании пространственных и плоскостных фигур. Средствами будет все: от планировки до конкретных элементов (дорожек, бордюров, ограждений, зеленых насаждений и т.п.). Абсолютно любой объект вашего сада возможно соотнести с тем или иным фактом геометрии. Как уже говорилось, дом задает настроение в этом длинном ряду множащихся форм. Следующим важным звеном являются кроны деревьев и кустарников. Они сами по себе, без всякой обработки, уже тяготеют к шару, параболоиду, конусу. Их можно подвергнуть фигурной стрижке, которая либо доведет естественные очертания до идеальных соответствий этим фигурам, либо создадут совершенно несвойственные изначально ребристые формы куба, пирамиды и т.п.

Значимы плоскости и их оформление:

  • коротко стриженными газонами разных видов;
  • цветниками, покрытыми посадками одной высоты;
  • ограждениями из досок, металлических листов и других плоских материалов.

На плоскостях линиями бордюров и дорожек выводятся любые композиции.

Используя все перечисленные элементы в комплексе, создаются разнообразны и органичные образы. Можно выделить два подхода:

  • Построение всего проекта на обыгрывании однотипных форм (шара, круга, овала или прямоугольников, квадратов, кубов, прямых). В этом случае разнообразия добиваются с помощью использования разных по размеру объектов. Эффектно будет смотреться композиция из топиаров-шаров, где самым большим будет дерево-крупномер, поменьше – несколько кустарников, а шарообразные карликовые породы на штаммах завершат эту группу.
  • Сочетание противоположных по своему звучанию объектов, добиваясь контрастных решений. Примером может быть декорирование прямоугольного или квадратного газона шарообразными кустами самшита, расположенными в его углах.

В любом случае цель дизайнера компании “Гринтэк” – добиться читаемости ландшафтного рисунка, сделать визуальный ряд нарядным и ненавязчивым.

Единичные декоративные акценты

Если вам по вкусу шары или конусы, совсем не обязательно погружать ландшафтный дизайн сада в стихию геометрии. Вы можете использовать любимые фигуры или линейные изображения как небольшие аккуратные акценты. Этот способ декора отлично работает в проекте практически любого стиля. Можно оформить таким образом входную группу, беседку, перголу, скамью и т.п. Пара шарообразных или конусовидных деревьев выделят зону входа. Актуальны и растения в кадках. Традиционно используют самшит, тую, ель. Такое обрамление подчеркнет композиционную роль элемента, выделит его вектор.

Еще один вариант включения шаров в ландшафт – их пунктирное расположение по ходу дорожки. Особенно эффектно они будут выглядеть, если тропинка проходит по открытому участку газона. Такого же результата можно добиться с помощью светильников круглой формы общей системы освещения сада.

Законы художественного беспорядка

Мы чувствуем их интуитивно. Мы тотчас замечаем их отсутствие. Мы переживаем, потеряв грань, за которой живой легкий беспорядок становится хаосом.

Чувством гармонии обладает в той или иной степени каждый. Собственно, чувство музыкального слуха, меры, такта, ритма и так далее являются частными случаями чувства гармонии. Со-звучия природе. Вот и в саду, сознательно или нет, мы всегда копируем природу. Или идеализируем ее. Так, миксбордер создается по схеме опушки леса, рокарий – скального выхода.

Законы гармонии универсальны. Вышиваем ли мы салфетку, подбираем кожаные лоскутки для сумки или закладываем цветник – мы руководствуемся одними и теми же правилами. Меняются только условия их применения.

Когда всё получается как бы само собой, законы нам и не нужны. Потребность в них возникает в ответ на ощущение, что «что-то здесь не так». И встают два главных вопроса: что делать? и с чего начать?

Закон простоты

Выразительность должна достигаться минимальным набором изобразительных средств. Это аксиома любого художника-прикладника. Оговорюсь сразу: речь не идет о минимализме как художественном направлении. (Убеждена, что в России он прижиться не может. Менталитет у нас не тот.)

Перегруженность – первый враг художественного беспорядка. Убрать все композиционно лишнее – психологически тяжелейшая задача для цветовода, когда вопрос касается цветов. Но если мы говорим о дизайне участка, выбор в пользу отдельных растений за счет остальных сделать все равно придется. Фаза накопления должна перейти в фазу осмысления. Этот закон политэкономии работает и на отдельно взятом садовом участке.

Первым, конечно, хочется ликвидировать то, что меньше всего жалко. В борьбе с собой можно предложить такую уловку. Сделать заново какой-нибудь кусочек по всем правилам, не жадничая, не подсаживая то, что не посадить невозможно, да больше некуда. Потом следующий кусочек. Так, метр за метром, участок будет преображаться в сад, а мировоззрение меняться.

Эклектика, то есть смешение художественных стилей – достаточно провальная затея на небольшом жизненном пространстве. Как правило, стиль задается уже построенным домом. А также сараем, баней, гаражом, колодцем, которые надо либо как-то обыгрывать, либо попытаться замаскировать.

Не пытайтесь объять необъятное. Когда хочется разнообразия, садовые стилевые изыски лучше свести к схеме «зеленых комнат», о чем неоднократно писали все цветоводческие журналы. А японский садик устройте где-нибудь возле гаража, в невидимой зоне.

Столь же вредно смешивать разномастные камни и деревяшки. Из случайных, найденных в окрестностях или привезенных на участок друзьями, которые завершили свои проекты, создать что-нибудь приличное удастся вряд ли. Такой «вынужденный набор» подчеркнут скорее нашу бедность, чем фантазию. Хорошие камни приходится покупать, и в достаточном количестве.

Жесткая геометрия (круги, прямые и острые углы) создает излишнюю напряженность, как и всё то, что не встречается в дикой природе (например, валунчики одного размера, бусами лежащие по краю водоема. К тому же они зрительно съедают и без того небольшую площадь.)

Прямые параллельные линии также являются врагом художественного беспорядка. Тем большим, чем меньше размер участка. Четкий ряд одинаковых растений вдоль забора больше акцентирует его, чем маскирует. Дорожка от калитки до крыльца, проходящая поблизости от забора, смотрится особенно тягостно, если забор попытались закрыть зеленой стенкой. Простейший выход из положения – сделать дорожку извилистой, обыграв ее изгибы. Например, посадить кустик, который придется обходить. Или сделать дорожку переменной ширины за счет окружающих ее цветов. И не важно, что ходить вы будете все равно по прямой. А можно высадить плавно изогнувшейся линией настолько яркие цветы, что они возьмут на себя основную зрительную нагрузку.

Главное правило садовой геометрии гласит: кривая линия должна быть осмысленной. У нее должны быть начало, конец и логика. Об этом стоит вспоминать не только прокладывая по клумбе технологическую дорожку, но и высаживая весной рассаду. Кстати, располагать ранние бордюрные цветы непосредственно вдоль дорожки совершенно не обязательно, и, может быть, даже вредно. Они вполне могут поддерживать свою игру линий и пятен в глубине клумбы. На фото 1 показан пример членения клумбы размером 24×5,5 м. Для масштаба рядом стоит человек ростом 1,78 м. Дорожки образуют один рисунок, примулы другой, более вытянутый. Луковичные тоже посажены линиями и пятнами. Получается как бы сетка, наброшенная на сетку. Летом цветоносы высоких растений смыкаются, образуя свой красочный ковер, и первого «этажа» становится не видно.

Закон доминанты

Или, точнее, закон соподчинения и доминанты. Тема царя и его подданных. В любом художественном произведении есть главное и второстепенное. Любое действо разыгрывается в определенных декорациях. В саду это вертикали и горизонтали.

Планировка сада начинается именно с определения доминантных мест. Монотонность утомляет. Мы разбиваем ее вертикалями деревьев и пергол, яркими пятнами цветочных групп. Но и напряженность утомляет не меньше. Восклицательных знаков не должно быть слишком много. Планируя доминанту, следует учесть простое, но важное правило. Чем ярче пятно, тем больше должна быть вокруг него нейтральная территория. Размеры подбираются экспериментально.

Причем доминантой может быть и не самое дорогое, что у вас есть. У нас на участке, расположенном в зоне заказника, где запрещена посадка деревьев и кустарников, в роли доминанты успешно выступают самые заурядные подсолнухи (фото 2). Все гости очень любят фотографироваться возле них.

К слову, в практике градостроительства на Руси доминантами всегда были церковные колокольни. Когда их снесли в двадцатые годы, Москва стала плоской, как сковородка, и разрушить эту пространственную монотонность были призваны сталинские высотки.

На участке в роли фона обычно выступает газон. Однако и газон может быть королем, если его окружает почтительная свита из неброских цветов и кустарников. В музыке такой прием называется тихой кульминацией.

Закон треугольника

Так или иначе, все слышали о пропорциях золотого сечения (целое относится с большему, как большее к меньшему). Для приблизительных расчетов берется равносторонний треугольник, проводится высота, делится пополам, проводится линия, параллельная основанию, и получается треугольник и трапеция в примерном соотношении площадей как 3:5. Для трехкомпонентной системы высота делится на три части (рис. 1). Так мы наглядно видим, сколько понадобится для работы каждого материала.

Читайте также:  Как сделать пасеку для пчел своими руками: проектирование и этапы строительства

Главное же правило универсально: не брать исходные компоненты в равных долях. Планируя клумбу из белых и оранжевых цветов, надо сразу решить, будет она оранжево-белой или бело-оранжевой. А уж третий цвет (скажем, фиолетовый) добавится совсем немножко. Таким простым приемом удастся избежать цветового хаоса, «винегретности».

Правило трех встречается повсеместно. Три формы, три цвета, три размера. Большой, средний, маленький. И больше не надо. С тремя бы справиться. Выкладывая дорожку, можно подобрать плитняк трех размеров в пропорции 8:5:3, чередуя большие камни со средними и маленькими (фото 3). Это смотрится гораздо интереснее при тех же трудозатратах.

Три вообще интересное число. Психологически оно вызывает у нас ощущение надежности. Треножник не шатается, в отличие от табурета на четырех ногах.

Попробуйте превратить в художественную форму два одинаковых предмета. Не важно, два дерева или два цветка. Без третьего вряд ли что-нибудь у вас получится. К двум цветкам в вазе потребуется как минимум красивая ветка и немножко чего-нибудь еще. Двум туям зрительно понадобится калитка или скамейка между ними. Два одинаковых куста проще разместить в разных углах и устроить два непохожих милых уголка, чем объединить их гармонично в одном месте.

Три цвета – желтый, красный, синий – дают нам всю цветовую гамму.

Закон круга

Цветовой круг тоже знаком большинству (рис. 2). На координатную сетку в верхней части наносится желтый цвет, справа красный, снизу синий, слева зеленый. Если в желтую краску по капелькам прибавлять красную, получится вся гамма оранжевого, от яично-желтого до теплого красного. Добавляя к красному синий, получим гамму лилового, от холодного красного до сине-фиолетового. И так далее. Получается четыре четверти. Белый находится в центре. Строго говоря, это вообще не цвет. Его добавление делает цвет светлее. Первая четверть с добавлением белого дает оттенки от чайных роз до флоксов, вторая – от розовых тюльпанов до сиреневых виол. Третья и четвертая четверти представлены преимущественно в окраске листьев. Желающим понять, как устроен цвет, настоятельно советую посмешивать живые краски. Взять у детей или внуков гуашь и попробовать. Увлекательнейшее занятие!

Все цвета, содержащие желтый, называются теплыми. Все цвета, содержащие синий – холодными. Все цвета одной четверти называются родственными. Сочетание цветов одной четверти сколорировано идеально, но в клумбе смотрится скучновато. К нему нужна изысканная геометрия зелени и камней.

Все цвета одного полукруга называются родственно-контрастными. В примере на цветовой треугольник к белому и оранжевому третьим цветом не случайно был выбран родственно-контрастный фиолетовый, и не контрастный синий. На фото 4 голубые незабудки соседствуют с сиреневым флоксом растопыренным и сиреневатыми тюльпанами, которые в таком сочетании кажутся розовыми. Посмотрите на круг: взяты цвета второй и третьей четверти, сближенные по светлоте.

Цвета, находящиеся в противоположных четвертях, называются контрастными. Оказавшись рядом, они усиливают друг друга. Голубизну ваших хост подчеркнет что-нибудь оранжевое, цветущее поблизости. И наоборот, ярко-синяя лобелия зрительно превратит голубоватые листья в зеленые. Желтолистным растениям для проявления всей своей красы нужны лилово-сиреневые соседи. Кирпичная стена будет казаться краснее и ярче от соседства с ярко-зеленой листвой и зрительно потускнеет рядом с серебристой.

Кроме того, у каждого цвета есть две характеристики: светлота и насыщенность. Светлота – это отличие цвета от белого и черного, насыщенность – от ахроматического серого той же светлоты. Таким образом, мы имеем три контраста: по цвету, светлоте и насыщенности, каждый из которых вносит свою лепту в общее дело.

Светлотный контраст сильнее цветового. Попробуйте розовые тюльпаны на фото 4 заменить густо-малиновыми. Сколорированность останется, а настроение исчезнет. Клумба из розовых и синих петуний будет смотреться не столь пестро, как из белых и синих. Чем больше светлотный контраст, тем точнее, прицельнее должен быть рисунок пятна, потому что законы живописи вступают здесь в противоречие с законами графики.

Можно долго, по цветку, собирать нежно-розовую нюансную группу, а потом поблизости зацветет лихнис и в одночасье уничтожит все труды. К счастью, глаз – весьма несовершенный оптический прибор. Видит он в ширину всего градусов на тридцать, да и обманываться рад.

Предельно-насыщенные тона предназначены для акцентов и доминант. В большом количестве они создают излишнюю напряженность. А мы все-таки творим себе пространство для отдыха. Кстати, если розовая группа не удалась, можно либо добавить белых, которые сочетаются со всеми, либо посадить рядом что-нибудь яркое и более темное. Группа станет просто фоном.

Лучшие растения для смягчения всех контрастов имеют сизые или серебристые листья.

Закон квадрата

Это учет четырех сторон света. Север, юг, восток и запад вносят в наши пожелания и намерения свои довольно жесткие коррективы. Во-первых, существуют определенные биологические требования растений к условиям освещенности. Одни любят утреннее солнце, другие вечернее. С требованиями цветов придется смириться, ведь перевоспитать их невозможно. Головки к солнцу поворачивают не только подсолнухи. Учитывайте это, иначе может получиться так, что пышным цветением вашего клематиса любоваться будет сосед.

Во-вторых, один и тот же цвет в разных условиях смотрится совершенно по-разному. Белый мерцает в тени и светится из тумана. На ярком свету он теряет свою загадочность. Может выглядеть и просто некрасиво, если его много. Я видела прошлым летом большую клумбу белых петуний на фоне превосходного газона. Издали было полное ощущение пенопласта или неубранного снега (это в июле-то!).

А вообще яркое дневное солнце зрительно съедает нюансы, «пододвигая» цвет к более примитивному спектральному (желтому, синему, красному). Поэтому клумбу на постоянном солнцепеке надежнее всего делать в желтой гамме, или хотя бы с преобладанием желтого цвета. Или красного. Только это очень утомительно для глаз. (Кстати, в полдень даже фотографировать не рекомендуется. Получится заведомо хуже, чем через три-четыре часа.)

Планируя цветник, нужно учитывать способность голубого цвета зрительно расширять пространство. Для хозяев маленьких участков «голубеющие дали» – это не поэтическая метафора, а прямое руководство к действию.

Другое – «лиловые сумерки». В спектре заката последним исчезает красный. Это физика. Поэтому запад участка просит красно-бордово-фиолетового цветового решения. С большими шапками белых цветов, которые будут тихо догорать в сгущающихся сумерках. Здесь же, если условия позволяют, лучше всего и устроить зону вечернего отдыха.

Про законы композиции и колористики, конечно, можно рассказывать еще долго и не один раз. Главное, на что бы хотелось обратить внимание читателей, заключается в простом факте: чем ближе замысленный ландшафт к дикой природе, тем легче нам не ошибиться в его воплощении. При всей нашей цивилизованности всё-таки мы остались детьми природы. Поэтому болотца, ручейки, лесные полянки, словом, всё, что она нам предлагает в качестве образца для подражания, воспринимаются нами так естественно и органично.

Журнал «Сад & Садик», № 2, 2007

Симбиоз сфер и квадратов как инструмент современного садового дизайна

Суббота, 25 Январь 2014 12:50

Хотя зима в самом разгаре, есть время продумать рациональное озеленение дачного участка, однако сегодня мы решили рассмотреть именно геометрию расположения элементов ландшафта. Садовая геометрия сегодня как никогда востребована: строгие формы, четкие линии, стриженные классические или забавные фигуры, законы перспективы, подчеркивающие структуру стада и общие идеи оформления представляют собой едва ли не самые броские и интересные инструменты оформления участка. Благодаря геометрии даже самый маленький сад приобретает завершенность и ощущение совершенства дизайна. К классическим геометрическим элементам, которые используют в оформлении сада, безусловно, принадлежат круг и квадрат. Эти простейшие фигуры, которые никогда не выходят из моды, контрастные и совсем разные по характеру, чаще всего используются по отдельности, в противопоставлении, но последние тенденции садовой моды предлагают поступить кардинально по-другому: сочетать их друг с другом в гармоничных дуэтах, которые придадут ландшафтным композициям особое звучание и привлекательность.

Геометрия в ландшафтном дизайне

Применение геометрии в ландшафтном дизайне охватывает два уровня обустройства – структурное и декоративное. На втором строгие геометрические инструменты рассматриваются как акценты, привлекающие внимание и придающие объектам ту самую “изюминку”, но часто они являются основоположным принципом организации садового пространство и основным мотивом, использованным в оформлении участка, основой его структуры. Где и как бы квадраты и сферы не использовались, в дизайне сада они всегда привлекают внимание, поражая совершенством и гармоничностью.

Шары и сферы в садовом дизайне играют гармонизирующею роль, они вызывают ощущение спокойствия, природности, плавности линий, привлекая внимание единством и целостностью образа объектов, в которых они расположены. Выстриженные в форме шара самшиты, растущие на цветнике или в качестве обрамляющей пары акцентов для дорожек или светильники в форме шара, установленные в палисаднике или неподалеку от зоны отдыха – это стандартные и всем знакомые инструменты ландшафтного дизайна. Но только ими возможности привнести сферы в сад не исчерпываются. Круглая скамейка, опоясывающая старые крупные деревья; оригинальная стрижка живых изгородей – топиари, благодаря которой на поверхности ровной зеленой стены выделяются рельефные, будто выступающие круги; высокие грядки, выполненные в форме плоских кругов со строгой рамкой; дорожки из деревянных срезов-кругляшей; скульптуры в виде абстрактных фигур из шаров; необычные водоемы в виде каменных чаш, многоуровневые круглые фонтаны или переносные мини-прудики; мощенные круглые площадки с несколькими контурами – это тоже способ привнести в сад совершенство сфер.

Квадраты, наоборот, разобщают и разделяют, они придают саду четкую структуру, подчеркивают форму объектов, приковывают внимание к плоскостям и уровням, создают ощущение массивности, стабильности и строгости. Квадраты – один из лучших вариантов оформления тех объектов, к которым хотят притянуть взоры, прекрасный мотив оформления маленького сада и средство акцентирования внимания на современности и дерзкой смелости дизайна. Совершенство квадратных контуров в сад можно привнести не только с помощью равносторонних площадок, бордюров вокруг цветников или стриженых самшитов и деревьев. Как кубические элементы в саду можно использовать и форму прудов, пошаговые дорожки из квадратных плиток или разбитые на квадраты с оригинальным мощением площадки; пошаговые “переправы” в виде вытесанных каменных блоков, проложенные через пруд; настилы и навесы строгой квадратной формы. Как и где квадратные мотивы не использовались бы, они позволяют четко разграничить уголки и зоны сада, придать ему архитектурность и строгое совершенство.

Читайте также:  Гостеприимный водоем

Строгие квадратные цветники или стриженные в форме сферы самшиты, которые по-одиночке воспринимаются как совершенно ординарные и хорошо знакомые инструменты садового дизайна, вместе создают совершенно новую гармонию, раскрывая полностью неповторимость единства противоположностей, подчеркивая и раскрывая достоинства друг друга.

Простейший пример идеальной комбинации круга и квадрата в саду – сочетание их в оформлении цветников. Благодаря такому симбиозу строгие бордюры, выложенные из клинкерного кирпича или в виде сформированного стриженного самшитового контура, окружающие квадратную клумбу превратятся в необычный акцент и стилистически совершенный современный штрих, если на цветнике среди роз или любимых многолетников “затерять” несколько крупных сфер самшита. Контрастируя по форме и контурам, они придадут даже самому маленькому и невзрачному цветнику новое современное и дерзкое звучание. Работает такой прием и в обратном направлении: расположенный посреди газона очерченные строгим контуром круглый цветник-островок покажется шедевром в стиле модерн, если добавить на него несколько кубов, выстриженных из самшита или установить строгие обтесанные каменные блоки. Играть с союзом геометрических форм можно и на рабатках, и в орнаментальных миксбордерах, и даже на альпийских горках.

Не менее интересно, чем игра с формами и абрисами цветников выглядит и заигрывание с классической геометрией в живых изгородях, где квадраты и сферы можно сочетать и в виде контуров, и в объемных элементах. Симбиоз противоположностей прекрасно раскрывается в двухрядных строгих изгородях, в которых на фоне строгого прямоугольника или квадрата классической изгороди из тиса или бирючины словно роскошная нить жемчуга смотрятся выстроенные в ряд перед ней маленькие шарики самшита. Чтобы смягчить геометрические контуры и гармонично вписать их в оформление остального сада, достаточно добавить несколько пейзажных элементов в виде гортензий, спирей или любых других цветущих кустарников. Похожее влияние могут оказать и выстриженные форме череды крупных сфер или с верхним контуром в виде полукругов высокие изгороди, на фоне которых красуются кубы из самшита или тиса разных размеров, и сложные изгороди, бордюры или лабиринты, в которых чередуются секции квадратной формы и стриженные сферы.

Все совершенство комбинации кругов и квадратов можно раскрыть и при помощи строгих водоемов, если они уже есть на вашем участке. Так, пруды квадратной формы превратятся в волшебный оазис стиля и современной дерзости, если гармонизировать их форму при помощи нескольких высаженных или выставленных в кадках неподалеку штамбовых деревьев с округлой кроной. Эффект только усилится, если подножие деревьев засадить пышными летниками или высокими почвопокровниками. К примеру, прекрасно смотрятся в такой роли платаны с увитыми плющом ножками. По этому же принципу наиболее смелым сопровождением для круглого пруда выступают штамбовые вечнозеленые кроны, выстриженные в форме прямоугольника или скульптуры в виде абстрактных кубов. Игра с формами открывает неограниченные возможности оформления пошаговых мостиков, лесенок, береговых линий, фонтанных установок.

Впрочем, для того, чтобы привнести симбиоз квадрата и сферы в дизайн сада вовсе не обязательно использовать базовые, структурные объекты. Иногда достаточно сочетать контрастные формы в садовой мебели, использовать комбинацию геометрических контейнеров для горшечных или тяжелых каменных цветочников и высаженных в них штамбовых или кадочных культур с контрастной формой, добавить к растениям на рабатках и цветниках несколько аксессуаров или необычных светильников, установить или самостоятельно сформировать опоры для лиан в виде куба или шара, использовать орнамент для украшения оград и стен, необычную минималистичную садовую мебель и т.п.

Садовая геометрия

Особая философия лежит в осно­ве этого интересного и красивого ландшафтного стиля. Идея такого сада — воссоздать в ландшафте принципы архитектуры здания, наполнить его той же энергией и ритмом. А порой — продолжить в образе приусадебного про­странства экстерьер, а возможно, и интерьер дома.

Геометричные сады очень лю­бят в Европе, здесь актуален перенос жилого пространства, интерьера в сад. Весной и летом особен­но приятно проводить время на свежем воздухе, собираться там с друзьями и семьей. Так появляются «зелёные» кухни, «зелёные» гостиные. И законы планировки, характерные для комнаты, переносятся на при­усадебную территорию. Про­странство становится графичным, строгим: линии — чёткими, дорожки — ровными и прямы­ми, а деревья и кустарники приобретают геометрические формы. В целом, это выглядит довольно интересно.

Продолжение интерьера дома в ландшафтном дизайне

Любой проект сада — это, по сути, и есть гео­метрия. Но если рассматривать ее как особый стиль, архитек­турный, то для такого сада характерны чёткость, точность линий. Это правильное про­странство. Обычно такие сады просят разработать мужчины. Всё дело в их логике — чтобы все было понятно и построено на определенных законах. Гео­метрия — это символ посто­янства, стабильности формы, когда даже природа подчинена разуму и контролю.

Регулярные французские и английские сады — сами по себе архитектурные шедевры. Стриже­ные изгороди, ровные аллеи, лабиринты – такие ландшафты востребованы в нашем регионе, хотя не в чистом виде и не в большом масштабе.

Какие же правила и приемы при­дадут вашему саду облик архи­тектурного ландшафта?

В архитектурном саду правят бал правильные формы, четкие ли­нии, геометрия и законы перспек­тивы. Все элементы, от лужаек и клумб до водоемов и освещения, являют собой круги и квадраты, треугольники и овалы, прямо- и многоугольники. Этой же цели служит зонирова­ние. Невысокие ажурные решет­ки, кованые или деревянные, живые изгороди, зелёные шир­мы — все эти элементы помогут зонировать пространство сада.

При проектировании архитектурного сада, сначала создают геометрию сада, а затем наполняют его цветом, формами. Например, конусовидными туями, шарами и кубами, прямоугольниками из­городей. Кроме того, планировку по законам гео­метрии легче всего объяснить рабочим, которые будут мостить дорожки, производить озеленение. Что касается самого участка, то геометрический сад и маленький сад — понятия родственные. Для небольшого пространства такой стиль ландшафтного дизайна — лучшее решение.

Создание архитектурного сада , как и любого другого, требует сил и времени. А вот ухаживать за ним легче, чем, к примеру, за пейзажным садом с его плавными линиями и роскошными клумбами. Поскольку все рас­тения одноплановые, уход за всеми идентичен. Достаточно подстригать деревья 2 раза в год, отсекая все лишнее. Ориентир – уже сформи­рованная крона.


Но вот пейзажный сад эффектно будет вы­глядеть только на большой площади.

Конечно, в любом саду главное — растения. И они также должны следовать канонам, по которым строится данный ландшафт. Мож­но как придать требуемую форму растущим деревьям и кустам, так и приобрести уже сформирован­ные экземпляры. Стриженые тисы, геометри­ческих форм самшиты (круглые, пирамидальные) помогают создать нужный образ и хорошо подчеркивают стиль здания, особенно архитектуру домов в современном стиле. Здесь рас­тения служат выразительными акцентами.

Большинство растений мож­но формировать, опираясь при этом на их природную форму. на­пример, если растение от при­роды ближе к пирамиде, не сто­ит делать из него шар. Лучше всего формуются хвой­ные (туя и ель) и лиственные деревья: липа, граб, декоратив­ные яблони и груши. Последние, кстати, очень красиво цветут весной. Но, чтобы при­дать им желаемую форму, тре­буется немало времени, опыт и специальные знания об особен­ностях роста и развития расте­ний.

Кроме того, красиво будут смо­треться клёны, колонновидные можжевельники, пихты и кедры. Из кустарников — гортензии и ака­ции, различные папоротники. А также цветы: розы парковые, клематисы, ирисы, крупные луко­вичные, настурции и люпины.

Один из важных элементов архитектурного сада — газон. Это его фон, основа. Газон должен быть ухоженным, ведь он своего рода однотонный холст для кар­тины сада. А потому требует к себе особого внимания – постоянный полив, подкормка, стрижка.

Маленький сад оформлять в геометрии лучше всего. Небольшой участок легко сделать круглой или прямоугольной формы и поддержать эту фор­му каким-то функциональным элементом внутри сада — интересной скульптурой, круглым водое­мом или декоративным светильником. Лучше, если участок изначально имеет правиль­ную форму квадрата или прямоугольника. Однако не беда, если он любого другого размера и конфи­гурации. Здесь на помощь придут приёмы создания геометрических форм мощением площадок, доро­жек, разбивкой клумб, миксбордеров и бордюров из растений.

Вообще различные мощения, гармо­нично сочетающиеся друг с другом, очень харак­терны для сада в архитектурном стиле. Для них ис­пользуем натуральный камень, тротуарную плитку, гравий, черепицу, декоративные осыпки. Мощения задают определенную динамику.

Это ещё один базовый элемент ар­хитектурного сада. здесь привет­ствуется симметрия, повторение, определенный ритм. К примеру, круглая форма пруда поддерживается круглыми же клумбами, шарообразными куста­ми и беседкой в форме круга. Всё это дополняется орнаментом из кругов и овалов на ограде, плав­ными изгибами дорожек и живых изгородей. Так садовый декор и ак­сессуары в подходящей стилистике становятся связующими звенья­ми между главными элементами ландшафтного дизайна.

Один из главных элементов ландшафтного дизайна, безусловно, водоём. Он в архитектурном саду весьма желателен. Овальные, круглые, квадратные, прямоуголь­ные пруды, приподнятые водоемы-бордюры, водоемы-каналы станут ведущими акцентами, оживляющими некоторую статичность архитектурного сада. Кроме того, геометричные мотивы можно поддер­жать различными арками, декоративными колонна­ми, вазонами строгих форм, садовыми зеркалами.

Классический регулярный сад, уходящий своими корнями во французские сады ХVII—ХVIII вв., будет уместен вокруг дома в традиционном стиле. Вот где в полной мере можно использовать графичность и приёмы симметрии, а более современная архитектура хорошо впишется в геометрию сада в стиле модерн. При проектировании которого активно используются новые материалы и фактуры.

Неважно, в каком стиле дом. Ведь любая архитек­тура — это, прежде всего, геометрия, и её можно перенести в сад. Если хозяин европейского дома пожелает иметь япон­ский сад, задача ландшафтного дизайнера— воплотить эту идею в жизнь, используя правила ландшафтного проектирования. Здесь важен — грамотный подход ландшафтного дизайнера, его способность увидеть образ сада не только на момент создания, но и в будущем, даже спустя 10 лет.

По материалам журнала “Благоустройство”, март 2013г.

Добавить комментарий