Роль цвета и света в саду: игра красок и теней

Игра с цветом
методическая разработка по рисованию по теме

Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.

Скачать:

ВложениеРазмер
igry_s_cvetom.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Исследовательско – творческий проект

по цветоведению «Игры с цветом»

Цвет — один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а так же их сочетаний и оттенков. («Толковый словарь» Ожегова). Наука цветоведение состоит из нескольких разделов. Один из них близко соприкасается с областью физики, в других исследуется классификация цветов и устанавливаются наши зрительные восприятия, в третьих — разрабатываются законы цветовой гармонии. Цвет является одним из объективных свойств окружающей нас действительности. Цвет существует независимо от нашего сознания и отражается в нем посредством зрительных ощущений.

Основные положения психологии и педагогики рассматривают чувство цвета как одно из проявлений способностей человека, которое является результатом развития и обучения. Известно, что эстетическое восприятие цвета связано с эмоциональным откликом на него и основано на эстетическом переживании.

Под эстетическим чувством цвета подразумевается не только способность различения, но и эмоциональный отклик, способность эстетической оценки цвета и его сочетаний., а так же активное, действенное отношение к нему. Изобразительная практика, повседневный опыт постоянно обогащают наше восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.

Многообразие цветовых гармоний, наблюдаемых в природе всегда предполагает не один цвет, а комплекс цветовых сочетаний. Путем наблюдения и специально поставленных экспериментов установлено, что цвет и его сочетание оказывают на человека определенное воздействие, могут возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Говоря о цвете и его сочетаниях, следует подчеркнуть силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего человеку законы красоты окружающего мира. Цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус.

В связи с этим чувство красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Дети интуитивно улавливают цветовой образ, обнаруживая тем самым зачатки образного мышления: называют цвета и их сочетания злыми или добрыми, веселыми или грустными. Теплыми, радостными цветами в рисунках дети наделяют образы любимых и добрых героев. Злые же персонажи и явления изображают в холодных, темных и даже черных тонах.

Процесс восприятия цвета ребенком нельзя оставлять на уровне непроизвольности, интуитивности. Цветовое восприятие не должно оставаться конечным результатом, цвет должен стать средством активной творческой деятельности ребенка. Для этого необходимо довести процесс развития цветового восприятия у детей до уровня произвольности, осознанности.

Решая задачи развития у детей восприятия цвета, воспитатель прежде всего учит их различать и называть цвета, воспринимать цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их.

Для формирования чувства цвета у детей необходимо соблюдение ряда условий:

  1. Создание системы работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности, включая все ее виды.
  2. Широкое использование в работе с детьми классических и народных произведений изобразительного искусства.
  3. Целенаправленный отбор и изготовление пособий для работы с детьми.
  4. Систематические наблюдения в природе, выделение цвета ее объектов и явлений, изменение цветов в природе в зависимости от времени года, погоды, освещения и т. п.
  5. Использование дидактических игр в работе с детьми.
  6. Эстетическое оформление среды, использование детских работ.
  7. Компетентность педагога в вопросах цветоведения.
  8. Просветительская работа дошкольного учреждения с семьёй.

Скоординировать и вести работу, соблюдая все условия, помогает проектный метод . В процессе проектной деятельности все его участники выполняют заранее запланированные конкретные задания, практические и творческие работы, поэтапно движутся к цели. Цель проекта принимается и осваивается участниками. Продуктом проекта становится умение самостоятельного экспериментирования с цветом с целью создания более грамотного и выразительного цветового сочетания.

В данной работе представлен проект по цветоведению:

Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей через расширение их знаний о цвете.

  1. знакомство с цветовыми эталонами на примере цветового круга;
  2. ознакомление детей со свойствами и особенностями цвета;
  3. знакомство детей со средствами художественной выразительности (контрастом, нюансом, формой, пропорциями, насыщенностью и т. д.);
  4. знакомство детей с характеристиками цветов и их оттенков, взаимоотношения цветов друг с другом;
  5. обогащение словарного запаса названиями цветов и оттенков;
  6. воспитание эстетического, эмоционально окрашенного восприятия цвета;
  7. использование психо – эмоционального воздействия цвета на развитие и гармонизацию личности.
  8. содействовать развитию инициативы и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности совместного творчества взрослого и ребенка.
  9. расширять представления о многообразии способов передачи впечатлений в художественной деятельности различными средствами.

Гипотеза проекта: если рассматривать цвет не только как сенсорный эталон, но как многогранный объект, то можно говорить о его значимости в жизни людей: цвет как эстетический фактор; цвет как выражение психоэмоционального состояния человека, его активности; цвет как средство творчества; цвет как ориентир в произвольной деятельности и др. Следовательно, можно предположить, что с цветом нужно работать не только воспитателю по изодеятельности, но и другим специалистам, а также родителям в режиме взаимодействия.

Участниками данного проекта являются дети старшей и подготовительной групп, воспитатели, родители, воспитатель по изодеятельности, специалисты дошкольного учреждения: психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские, мониторинговые.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ № 1 «Росток»:

  1. с детьми — в специально организованной деятельности, совместной деятельности взрослого и ребенка или подгруппы детей, самостоятельной детской деятельности;
  2. с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;
  3. с родителями — в просветительской работе, в специально организованной совместной деятельности.

Проект долгосрочный, исследовательско – творческий.

Свет и тень в садовой композиции

Свет играет в жизни растений огромную роль. Без него невозможен процесс фотосинтеза. Каждый цветок, каждое деревце предъявляет в этом отношении свои требования: одни прекрасно чувствуют себя под палящими лучами солнца, другие предпочитают рассеянный свет, а третьи хорошо растут только в тени. Но и это ещё не всё. Оказывается, фактор освещённости учитывается не только при уходе за растениями, но и в садовом дизайне…

Для нормального развития растений важен не только дневной свет, но и освещённость в сумерки, то есть всё то время, когда возможен фотосинтез. Этот период называется физиологической длиной дня и зависит от географической широты. На Северо-Западе продолжительность физиологического дня зимой и летом различается значительно: наименьшая, в декабре, составляет 7 часов 54 минуты, наибольшая, в июне — 22часа 19 минут.

Весной большая часть солнечной энергии тратится на таяние снега и льда, прогревание сильно охлаждённой почвы и испарение почвенной влаги. Растения северных и умеренных широт приспособились к таким условиям благодаря длинному летнему дню, быстро образуя в это время цветочные почки и рано зацветая. Это ирисы, пионы, нарциссы, примулы, тюльпаны, флоксы, которые широко применяются для озеленения участков в нашей географической зоне.

Требования растений к свету

Прежде чем избавиться от какого-либо плохо цветущего кустарника или многолетника, проверьте по справочнику его требования к интенсивности света! Все растения делятся по этому критерию на светолюбивые (гелиофиты), теневыносливые и тенелюбивые (сциофиты). Подавляющее большинство однолетников — алиссум, василёк, годеция, вербена, иберис, календула, кларкия, мак, настурция, петуния, резуха, скабиоза, цинния, эшшольция — требуют хорошей освещённости (не менее шести часов в день). Многие многолетники — гелениум, гипсофила, лихнис, люпин, лилейник, кореопсис, пиретрум, эхинация — также предпочитают солнечные места. Из древесных гелиофитов следует упомянуть такие растения, как айва японская, форзиция, гортензия метельчатая, можжевельники, курильский чай.

Для точного определения тенистых и солнечных мест можно составить «карту освещённости» садового участка. Для этого на масштабном плане необходимо указать северное направление и нанести на «карту» все деревья, ограды и строения, отбрасывающие тень.

Теневыносливые кустарники и многолетники высаживают в местах, освещённых не более 4–6 часов утром или вечером. Это незабудки, наперстянки, виолы, аквилегии, астильбы, диклитры, примулы, купальницы. Кстати, все они хорошо смотрятся в миксбордерах. В эти растительные композиции можно также включить чубушник, тую западную, спиреи Ван-гутта и калинолистную, которые хорошо растут как на свету, так и в полутени.

А в местах с плотной тенью, куда не попадает прямой солнечный свет и мало отражённого, высаживают тенелюбивые растения. К сциофитам можно отнести аконит, ветреницу, папоротники, барвинок, ландыш, печёночницу, хосты, пролески, сциллы. Тенелюбивые растения будут неплохо развиваться с северной стороны построек и вечнозелёных изгородей, под пологом деревьев с густой кроной (лип и черёмухи) или хвойников. Однако в тенистых уголках сада сложно создать многоуровневый миксбордер, так как растения-сциофиты в большинстве своём низкорослые.

«Карта освещённости» участка

Для точного определения тенистых и солнечных мест можно составить «карту освещённости» садового участка. Для этого на масштабном плане необходимо указать северное направление и нанести на «карту» все деревья, ограды и строения, отбрасывающие тень. В солнечный день осеннего или весеннего равноденствия каждые два часа определяйте расположение тени и наносите на план. Чтобы определить сезонные изменения освещённости на своём участке, можно произвести те же измерения 22 декабря и 22 июня. Затем наложите на план кальку и обведите зоны, перекрывающие друг друга в разное время дня и в разные сезоны года. Таким образом вы сможете точно определить участки с разной освещённостью и, возможно, обнаружите новые уголки сада, которые можно оформить композициями из растений, любящих тень или полутень.

Освещённость сада тесно связана с ориентацией участка по сторонам света. При движении солнца с востока на запад тени от зданий и деревьев передвигаются по территории участка в противоположном направлении. Самые длинные тени образуются во время восхода и заката, самые короткие — в полдень. Например, в июне в Санкт-Петербурге двухметровое дерево в 8.00 отбрасывает тень длиной 4 м, в 12.00 — 1 м, в 16.00 — 7 м, в 18.00 — 10м.

Управление светом и тенью

Использование зрительных эффектов освещения — важнейшее средство садового дизайна, которое широко применялось в прошлом: создатели парков чётко уравновешивали и гармонично комбинировали световые и теневые пятна.

Светотень — это градация освещённости предметов, которая включает в себя не только свет и тень (собственную или образованную другими объектами), но и полутень, рефлексы и блики. Отражённый свет на обычной поверхности образует рефлексы, а на гладкой или блестящей — блики.

Учитывая кратковременность световых эффектов, в саду можно создать иллюзию светотени, объединяя в композиции растения светлых и тёмных оттенков. Самый сильный контраст существует между чёрным и белым цветами, которые называются ахроматическими, что в переводе означает «бесцветные».

Используя игру бликов и теней, можно очерчивать и выделять контуры различных предметов и декоративных посадок (например, белые и бледно окрашенные цветки растений, высаженных в тени, как будто светятся в темноте). Если же источник света находится позади объектов, то они для наблюдателя теряют объём, однако при этом освещение зрительно усиливает окраску листьев и цветов.

Как мы уже выяснили, выразительность и игра светотени во многом зависит от местоположения озеленяемого объекта, поэтому необходимо грамотно располагать растительные композиции на участке. Одни цветники можно ориентировать на утреннее солнце, а другие, напротив, «заиграют» в конце дня. Вечерние лучи солнца окрасят клумбы в оранжевый цвет и высветят фактуру деревьев и кустов. При боковом освещении переходы светотени выражены ярче и рельефнее, поэтому в косых лучах солнца выигрышно смотрятся живые изгороди. Свет, проникающий сквозь ветви деревьев, делает сад похожим на театральные декорации, а тени от дрожащей на ветру листвы и игра солнечных бликов создают ощущение объёма и глубины.

Влияние тени на садовые композиции во многом зависит и от её плотности. Ажурная тень придаёт им лёгкость и сходство с природными пейзажами, а глубокая резко выделяет форму и подчёркивает весомость элементов садового дизайна.

В ясный безоблачный день голубоватые тени скрывают очертания удалённых предметов, а в пасмурную погоду рассеянный солнечный свет смягчает краски цветников, углубляет парковые перспективы, и вся панорама сада приобретает расплывчатые контуры.

Свет, заливающий открытые пространства сада, создаёт комфортную среду в зонах отдыха, на детских и спортивных площадках, на подъездных дорожках и автостоянках. С помощью планомерного распределения открытых и закрытых пространств можно создавать динамичные и яркие световые эффекты. Это достигается путём постепенного перехода от групп древесных насаждений к лужайкам и газонам. В маленьком саду можно добиться игры света в ажурных кронах лиственных деревьев и в силуэтах хвойников.

Ахроматические цвета

Светлота (третья по счёту характеристика цвета после цветового тона и насыщенности) — это свойство, выражающее близость того или иного цвета к белому или чёрному.

Чёрный цвет, будучи самым тёмным, усиливает и подчёркивает яркость всех остальных, особенно жёлтого и красного. Он зрительно уменьшает объём растительных групп и «отдаляет» их от наблюдателя. На заднем плане композиции различные оттенки чёрного сливаются с синими и фиолетовыми тонами. Необычное и изысканное сочетание цветов тёмных оттенков получается при соединении их с растениями, имеющими серебристые листья. А вот высаживать их рядом с красными и фиолетовыми цветами нежелательно, поскольку такие композиции воздействуют на человека угнетающе.

Белый вбирает в себя все цвета спектра, являясь при этом нейтральным по отношению к каждому из них. Он зрительно увеличивает объём садовых композиций, наполняя их светом, и помогает отделить друг от друга контрастные цвета.

Кроме того, белый усиливает интенсивность тёмно-красных и тёмно-синих тонов, а растения холодной сине-зелёной окраски освежает и оптически приближает к наблюдателю. Сочетание белых и жёлтых цветов способствует жизнерадостному настроению, а в темноте становится ярким световым акцентом, что можно с успехом использовать в дизайне ночного сада.

Контрастные сочетания

Для создания светлотного контраста в композиции могут быть использованы цвета одного тона, резко отличающиеся друг от друга по светлоте. Например, можно объединить тёмно-фиолетовый ирис со светло-фиолетовой аквилегией или бледно-розовый флокс шиловидный с тёмно-розовой примулой. Контраст по светлоте может также получиться при сопоставлении разных цветов, одновременно различающихся и по степени яркости.

Так, светлотный контраст ярко проявляется в сочетании «чёрных» цветов (тёмно-красного, тёмно-коричневого, тёмно-бордового и фиолетового оттенков) с растениями светлых и бледных тонов: соломенного, жемчужного, молочного, кремового и др. Тёмно-фиолетовые цветки некоторых сортов ириса, водосбора, аконита, дельфиниума, клематиса, колокольчика, табака душистого, люпина, флокса метельчатого, петунии и анютиных глазок выглядят изысканно и экзотично. Утончённые композиции получатся при их сочетании с цветками кремовой окраски.

Лучше всего контраст по светлоте проявляется при сочетании фиолетовых цветов с жёлтыми, жёлто-зелёными и светло-зелёными тонами. А вот сочетание фиолетового с тёмно-синим и тёмно-красным производит унылое впечатление. Зато на фоне серебристой листвы цветы фиолетовой окраски создают изумительную «прохладную» композицию. Белый также оживляет тёмно-фиолетовые тона, а для смягчения светлотного контраста к ним можно добавить голубой цвет.

Пурпурный оттенок близок к фиолетовому: в нём снижены теплота и яркость красного цвета. Поэтому при сочетании растений с пурпурными листьями и с жёлтыми цветами также проявляется светлотный контраст. Коричневый цвет имеет как светлые, охристые оттенки, так и тёмные красновато-коричневые и кофейные. Коричневые цветки бархатцев, гладиолусов, лилейников, фиалок, кореопсисов, ирисов, вербены служат хорошим фоном для лимонно-жёлтых цветов, придавая элегантность всей композиции.

Контрастная и динамичная композиция может получиться при объединении серебристо-серых тонов с фиолетовыми или тёмно-пурпурными. Растения с серебристыми листьями, как полутень, смягчают и нейтрализуют дисгармоничные цветовые сочетания.

Романтический сад

Объединение «разбелённых» тонов в одной композиции является классическим для романтического сада. Монохромные белые композиции можно разнообразить растениями с серыми и серебристыми листьями. С цветами розовых и лавандовых тонов они создают прохладные пастельные сочетания, а при комбинировании с различными оттенками голубого цвета зрительно отодвигаются на задний план.

Нежные оттенки розового и голубого цветов наиболее эффектны в тени или на фоне тёмной зелени. Сорта с нежно-розовыми цветами имеют такие растения, как гвоздика перистая, гипсофила, кларкия, космея, лаватера, мальва, астильба, дицентра, примула, бадан, флокс шиловидный, мыльнянка, бегония, годеция, цинния. Голубой цвет — самый светлый из холодных тонов — ассоциируется со льдом и тенями на снегу. Бледно-голубые и розовато-лиловые цветы в сочетании с абрикосовыми создают мягкий, приятный для глаз контраст. Рабатки из голубых цветов с пурпурнолистными растениями дают иллюзию тени, а живописные группы из незабудок, лобелии, барвинка, ветреницы, вербены, фиалки, крокусов голубых оттенков создают ощущение простора.

Холодное, освежающее сочетание белых и голубых цветов насыщенной окраски особенно эффектно в вечернее время. Однако при создании романтического сада следует соблюдать осторожность: слабый контраст светлых оттенков вызывает напряжение зрения и оставляет неприятное впечатление от цветника. Так, бледно-розовые и светло-жёлтые тона сливаются с белыми, и такие сочетания кажутся слишком «сладкими». Поэтому для контраста необходимо вводить в светлые композиции голубые и пурпурные тона.

Цветовые метаморфозы

При планировании цветников надо учитывать, что при различном освещении растения одного и того же цвета воспринимаются по-разному. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно тёплых (жёлто-оранжевых) тонов притупляется. Однако, при дневном освещении, но не на солнце, они кажутся более яркими, чем цвета холодных (сине-фиолетовых) тонов. Если цветник пастельных тонов расположить на хорошо освещённом, солнечном месте, то бледно окрашенные цветы будут казаться выгоревшими, а тёмно-зелёная растительность примет серо-коричневые оттенки. Чтобы улучшить композицию, цветы в этом случае необходимо подбирать нежных тонов, но насыщенной окраски.

В пасмурный день растения, освещённые голубоватым отражённым светом неба, предстают в холодных тонах. В тени все цвета также приобретают синий оттенок и становятся немного темнее. Сине-зелёные тона усиливаются, и такие цветники идеальны для тенистых участков.

На открытом месте с наступлением сумерек цветы и зелёные листья деревьев, освещённые низким заходящим солнцем, приобретают ярко выраженный красный оттенок. Последним в сумерках «гаснет» белый цвет, который, мерцая в полутьме, кажется серебристым. При лунном и искусственном освещении особенно хорошо смотрятся растения с оранжевыми цветами. А в свете электрических ламп красный цвет становится более насыщенным, оранжевый — краснеет, а жёлтый — тускнеет, так как искусственный свет придаёт ему темноватый оттенок.

Свет и цвет по своей сути едины. Сильное излучение воспринимается нами как свет, а относительно слабое — как цвет. Поэтому освещённость во многом определяет видимый облик предметов и цвет растений, оказывая непосредственное влияние на дизайн сада. Конечно, продолжительность световых эффектов невелика, так как освещение зависит от сезона и времени суток. Но если вы всё же решите использовать приём чередования света и тени при оформлении своего участка, то непременно станете счастливым обладателем удивительно красивого и оригинального сада.

Дидактические игры «Цветоведение»

Таня Шрамко
Дидактические игры «Цветоведение»

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой “Дидактические игры и занятия”. Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»[/u]

Возраст: средняя, старшая группы

Цель игры: продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей – соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

Дидактическая игра

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель: сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.

Дидактическая игра

Возр аст: младшая, средняя группы

Цель и гры: закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.

Дидактическая игра

Возра ст: средняя, старшая группы

Цель и гры: продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра

«Краски и волшебство»[/b]

Возраст ст: старшая, подготовительная группа

Цель и гры: знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.

Дидактическая игра

Возр аст: средняя, старшая группы.

Цель и гры: закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.

Дидактические игры «Помоги зверушкам» и «В гостях у сказки» Уважаемые друзья! Предлагаю Вам, разработанные мной, дидактические игры: «Помоги зверушкам» и «В гостях у сказки». Дидактическая игра.

Дидактические игры «Дидактические игры»1. Автор: Гулянич Ольга Карповна Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Радуга».

Дидактические игры Игры с использованием магнитной доски «Соберем урожай!»Цель. Развитие сенсорики, мелкой моторики рук, цветовосприятия. Ход игры. На магнитной.

Дидактические игры по нравственному воспитанию «МЫ ДРУЗЬЯ – ТОВАРИЩИ» Цель: Развивать способность детей замечать состояние человека по его внешнему виду, настроению; Развивать наблюдательность.

Дидактические игры ИГРА: «Дверная скважина» – Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления. Ход игры: Воспитатель: «Предлагаю будущим космонавтам.

Дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Настольно-дидактические игры и пособия по развитию речи детей дошкольного возраста Звуковые сказки Игра предназначена для детей 4-7 лет.

Дидактические игры Сложи картинкуЦели: развивать логику путем составления целого из частей, воспитывать усидчивость, закреплять знания о животном мире. Оснащение.

Дидактические игры для развития цветовосприятия и цветоразличения Для лучшего усвоения детьми программного материала на занятиях по изодеятельности мною были разработаны дидактические игры. Игры помогают.

Дидактические игры по сенсорному развитию в младшей группе 1. «Воздушные шары» Д/з: Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу. Словарь: Название шести цветов «спектра»- «красный»,.

Дидактические игры по обучению татарскому языку Нынче мои воспитанники в подготовительной группе. Им очень нравится занятие ” Говорим по- татарски”. Для своих ребятишек мы готовим.

Три правила, как нарисовать тень в цвете

Если вдуматься, то рисунок это и есть игра света и тени. Всего три правила, как нарисовать тень в цвете, научат выбирать правильные краски, правильно их применить для изображения света/тени, чтобы картина была живой и настоящей. Они просты, и сейчас мы их подробно рассмотрим.

Часто видим такие картины, на которых вроде бы всё точно нарисовано, все предметы на месте, все пропорции правильные, а она как мёртвая, сразу видно, что «ненастоящая». Как так получается? А посмотрите внимательно на то, какие тени отбрасывают нарисованные предметы. Самая частая ошибка начинающих художников кроется именно в том, как они изображают тени.

Не только чернота и размер тени меняются от того, как меняется свет (освещение в целом). На самом деле изменяется всё: вся цветовая гамма всех предметов. Если мы берём день, то цвета будут насыщенные, а тени чёткие. Они тоже становятся ярче, дают на картине ощущение бодрости, динамики. Вечером же, или в пасмурную погоду, и цвета и тени приглушаются, размываются, уменьшается контрастность. Это придаёт ощущения покоя, возможно даже усталости. Мы сразу видим на картине, какое время суток изображено, ясный или пасмурный день. Тут мы подходим к понятию «температура освещения, цветовая температура». Это оно влияет на наше впечатление от пейзажа, как нарисованного, так и окружающего нас.

Описанное правило распространяется не только на пейзажи, но и на всю живопись. Ведь восприятие цвета любого предмета людьми, не только в живописи, но и в жизни, зависит напрямую от температуры освещения. Новички часто останавливаются только на создании формы тоном. Типичная, но очень серьёзная ошибка начинающих художников, когда они тени предмета рисуют тем же цветом, только делают его темнее. В действительности же нарисовать одним и тем же цветом и свет, и тень нельзя!

Итак, вот они, три правила, как нарисовать тень в цвете (то есть цветными красками)

1. Если свет тёплый, то тень будет холодная. Если свет холодный, – значит тень тёплая.

Это очень легко запомнить: всегда наоборот, всегда противоположно.

То есть, если мы создаём, например, натюрморт, при свете лампы накаливания (который является желтоватым и, значит, довольно тёплым), то в тенях присутствуют холодные оттенки фиолетового, синего, иногда даже зеленоватые. Также и в свете пламени (свечи, керосиновые лампы, костёр, факел). Потому что огонь даёт очень тёплое освещение. А вот при свете лампы дневного света – люминесцентной (от 4000 К) – свет получается холодный. Даже невооружённым глазом видно, что он имеет голубоватый оттенок. В этом случае, так же как и при натуральном холодном свете луны, тени изрядно потеплеют. В них появятся желтоватые, бледно-оранжевые оттенки. Не надо этого бояться. Общий тон картины не испортится. Это уже проверили все великие художники.

➡ Нажмите на картинку для увеличения

Если мы делаем, например, пейзаж, при ярком солнечном освещении, то в тени должны быть внесены тёплые оттенки. Почему? Потому что дневной свет чаще всего бывает белым, или приобретает лимонный и бледно-голубой оттенки. А значит, имеет достаточно холодную цветовую температуру. Непривычно такое слышать, правда? Но всё относительно. Проще для понимания то, что на закате и восходе освещение тёплых оттенков. Солнце всё окрашивает оранжевым и ярко-жёлтым. Поэтому в тенях появляются холодные оттенки: синие, голубые и т.п

Что такое цветовая температура можно наглядно понять по рисунку. Измеряют её в Кельвинах (К).

На правах рекламы. Некоторые темы в рисовании достаточно сложно изучать самостоятельно. Иногда нужен совет опытного художника. Где найти подходящие курсы рисования? Эту проблему можно решить здесь, подобрав себе подходящие курсы рисования. Там вы найдёте художественные школы и для детей, и для взрослых.

2. Тень рисуется оттенками противоположными основному цвету предмета на цветовом спектре

Звучит непонятно, но на самом деле это не сложно понять, если взглянуть на цветовой круг. Сначала освежим в памяти, что такое собственная тень. Потом смотрим на то, какого цвета предмет, который мы сейчас изображаем. Это и есть локальный (основной) цвет. Потом смотрим на цветовой круг и находим цвет напротив основного – это дополнительный цвет. Так вот, в собственной тени любого предмета всегда есть дополнительные цвета, точнее их оттенки.

💡 Вводятся дополнительные цвета, конечно же, совершенно по чуть-чуть, вы понимаете. Наша задача не нарисовать разноцветные пятна, а сделать тени натуральными. Подробнее о цветовом круге читайте здесь.

Например, вы рисуете жёлтый абрикос, синюшную сливу и алый помидор. Находим эти цвета на круге и смотрим, что там напротив. Дополнительные цвета распределятся соответственно: для жёлтого – фиолетовый, для синего – это будет оранжевый, для красного – зелёный.

3. Совпадение температуры у цвета предмета и света, который на него падает, усиливает собственный эффект. Противоположный свет – ослабляет.

Это надо просто знать:

  • тёплый цвет (предмет тёплого цвета) + тёплый свет = ярче, насыщеннее, сильнее по тону
  • холодный цвет + холодный свет = насыщеннее, звонче, ярче
  • холодный цвет + тёплый свет = бледнее, ахроматичнее, слабее
  • тёплый + холодный свет = бледнее, ахроматичнее, слабее

Рассмотрим это правило на примере яркого, солнечного и такого «тёплого» мандарина.

Картина первая. Мандарин лежит на столе, освещается тёплый светом от лампы или свечей. На освещённом участке он будет казаться более ярким и насыщенным, чем в реальности. А в тени оранжевый цвет во-первых, потеряет цветность, станет более серый, и во-вторых, станет холоднее по тону.

Это достигается введением дополнительного цвета. В данном случае синего. То, что находящиеся рядом друг с другом дополнительные цвета усиливают друг друга, довольно известно. Но новичкам в живописи не всегда понятно, что дополнительные цвета нейтрализуют друг друга при смешении.

Картина вторая. Тот же самый мандарин лежит на том же столе, но теперь на него падает холодное освещение. Сам мандарин в освещённой части станет блёклым. А вот тень заиграет горящими, звонкими оттенками.

Авторы Risoval-ko постарались сформулировать три правила, как правильно нарисовать цветную тень, наиболее понятным образом. Надеемся, что они помогут вам рисовать ещё лучше!

Светотень в рисунке и живописи

Давайте рассуждать глобально: как влияет светотень в целом на наше существование в пространстве? Ведь свет и тень живут не только в натюрмортных постановках. С помощью этих двух необыкновенных явлений жизни мы можем видеть мир контрастным и объёмным, понимать формы и размер предметов, глубину близкого нам расстояния, различать полутона. Наша с вами задача – познакомиться со светотенью в изобразительном искусстве, понять, как работают её правила распределения на предметах.

Откуда берётся реализм?

Когда мы видим неудачный рисунок, наши внутренние ощущения отказываются верить в реальность существующего объекта. Перед глазами просто серый, замызганный карандашом, участок бумаги. Но стоит нам взглянуть на мастерски исполненную тональную зарисовку, скажем, простого яблока – мы невольно хотим протянуть к нему руки, вырвать фрукт из плоской поверхности листа. Художник, умеющий расшевелить зрительское восприятие – прекрасно владеет рисованием светотени. Чтобы понять основной закон распределения света и тени на предметах – начнём с самых азов.

Что такое свет?

У этого термина много значений. Но нас волнует свет на предметах. Самой ярко освещённой поверхностью будет та часть, которая обращена ближе всех к источнику света. Если немного развернуть предмет в другую сторону – освещённость начнёт ослабевать. Здесь мы уже говорим о скользящем свете. Конечно, интенсивность освещённости предмета зависит и от ряда других условий, физических свойств и явлений.


Женские портреты испанского художника Juan Gonzalez Alacreu.

Что такое блик?

Самое светлое пятно на освещённой стороне предмета. Это чистый свет, который чаще всего не трогают, т.е. оставляют в рисунке кусочек бумаги, а в живописи обозначают чистыми белилами. Но бликов может не быть вообще благодаря другому освещению, фактуре самого предмета. Или он может иметь разную насыщенность из-за разнообразия предметного мира.

Тогда появляется вопрос: если блик можно оставлять нетронутым, то свет на предметах нужно обязательно штриховать? Для многих начинающих художников – светлая часть объекта – практически табу! Хотя в этом кроется большое заблуждение. Приложите к освещённой стороне предмета белый лист бумаги и сравните – насколько лист светлей, ярче? Поэтому, даже самую освещённую сторону мы легко прокладываем карандашным тоном.


Картина маслом испанского художника Juan Gonzalez Alacreu (слева). Фердинанд дю Пюигадо «Китайские тени, кролик».

Что такое полутон?

Полутон (полутень) – растяжка тонов от света к тени. Чем больше вы видите полутонов, тем реалистичней, жизненней ваша работа. Полутон распределяется под косыми лучами света. Особенно мягко и неуловимо на круглых формах.

Что такое тень?

Поверхность, которая больше всех скрыта от источника света. Здесь мы говорим о собственной тени – самой тёмной стороне предмета. А ещё есть падающая тень, отбрасываемая на плоскость стола. По сути – это искажённый силуэт предмета. Чаще всего именно падающую тень пытаются сделать темнее собственной. Это не верно. Собственная тень предмета всегда темнее, но наш глаз часто отказывается верить в это. Почему? Всё дело в рефлексах…

Что такое рефлекс?

Рефлекс – отражённый свет окружающей среды в собственной тени предмета. Другими словами, в тени рисуемого объекта, появляются не яркие, но ощутимо светлые куски тона. Вот они то и усыпляют бдительность многих рисующих. Им кажется, что собственная тень светлее за счёт рефлекса.


Натюрморт американского художника Дэвида Чифеца (слева). Рисунок российского художника Ивана Алифана.

Яркость рефлекса во многом зависит от материальной фактуры самих предметов. Глянцевый кофейник будет ловить самые светлые, сочные рефлексы в отличии от гипсового куба. Но никогда рефлекс не должен конкурировать со светлой стороной предмета, иначе мы получим вывернутый, странный образ. Все рефлексы мы глушим, как бы незаметно «припудриваем» тоном карандаша или слоем краски, сажая их в тень.

Как рисовать светотень в живописи?

Если с тональным рисунком более менее понятно, то как работают правила светотени вместе с цветом? Законы света и тени не меняются. Но в живописи нам приходится думать о взаимосвязи тона и цвета, который также имеет свои характеристики. К примеру, освещённая и теневая сторона предмета отличаются друг от друга не только тональной градацией, но и цветовым оттенком – тёплым или холодным. Если свет у объекта тёплых оттенков, то тень будет холодной, и наоборот.

Чистых, локальных цветов в природе нет. На любой цветной предмет влияют много факторов: общая освещённость, игры рефлексов, перспективное изменение цвета и др. В живописи на предметах светотень использует все те же закономерности. Но рисуя красками, помните об изменчивости и взаимосоединении цветов.

3 правила работы с цветом в живописи

Наверняка, каждый из вас сталкивался с легкой грустью и апатией в холодный пасмурный день, которая мгновенно превращается в беспричинное воодушевление в яркую солнечную погоду. Возможно, все дело в недостатке витамина D, который у нас вырабатывается на солнце, но есть еще и другой секрет. В зависимости от освещения полностью меняется цветовая палитра всех окружающих нас предметов. В ясную погоду мы видим насыщенные цвета и резкие тени, которые являются синонимом динамики и позитива; в облачные дни тени размываются, и создается ощущение покоя или даже легкой грусти за счет снижения контрастности. Кроме того, собственный цвет предметов зависит от температуры освещения, что также влияет на наше впечатление от окружающего нас пейзажа.

Часто начинающие художники обращают внимание только на тональную моделировку формы, изображая в тени предмета тот же цвет, что и на свету, лишь с разницей в тоне. Это серьезная ошибка, потому что цвет всегда меняется. Невозможно нарисовать одним и тем же пигментом и свет, и тень!

Чтобы создать реалистичное изображение предметов, необходимо помнить следующие аксиомы:

1. Если освещение теплое, то в тени появляются холодные оттенки, и наоборот, если освещение холодное, в тени появятся теплые оттенки.

Например, если мы рисуем при ярком солнечном свете в безоблачный день пейзаж, то в тени могут присутствовать теплые оттенки, так как дневной свет чаще всего бывает белого, голубоватого или лимонного оттенка и считается холодным светом. На восходе и закате солнечный свет, как правило, теплый – ярко желтый или оранжевый, поэтому в тени появляются холодные синеватые и голубоватые оттенки.

К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект утра”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: полдень”. К. Моне “Руанский собор: портал и башня Сен-Ромен: эффект солнца, конец дня”

Точно так же, если мы рисуем при электрической лампе накаливания натюрморт, то тени заметно похолодеют, вы увидите оттенки синего, фиолетового или даже зеленого. Также и в пламени костра или свечи, которые дают теплое освещение, в тенях появляются холодные оттенки. Однако, при использовании люминесцентной лампы с холодным светом (от 4000 K) тени станут заметно теплее, как и при холодном лунном свете.

Разобраться с температурой света нам помогут следующие таблицы

2. В тени появляются оттенки противоположные на цветовом спектре локальному цвету предмета.

Это простое правило означает, что в собственной тени предмета мы можем увидеть оттенки дополнительного цвета. Например, вы рисуете натюрморт с красным яблоком, персиком и синим виноградом. Дополнительным цветом для красного будет зеленый цвет, для желтого – фиолетовый, для синего – оранжевый. Именно поэтому в тенях вы сможете наблюдать оттенки зеленого, фиолетового и оранжевого цвета соответственно.

Поль Гоген «Цветы и миска с фруктами» . Поль Сезанн. “Натюрморт с выдвинутым ящиком”

Если обратиться к цветовому кругу, то эти пары будут такими: желтый и фиолетовый, зеленый и красный, синий и оранжевый. И промежуточные между ними, соответственно.

3. Освещенный теплым светом предмет, имеющий теплый локальный цвет, на свету становится еще ярче и насыщеннее, а предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится ближе к ахроматическому цвету, равному по тону.

А предмет, имеющий холодный локальный цвет, становится еще ярче, звонче и насыщеннее.

Например, мы рисуем апельсин, освещенный лампой с теплым светом. На свету участок апельсина будет казаться еще ярче и насыщеннее, чем он есть, в то время, как в тени оранжевый цвет не только заметно станет холоднее, но и потеряет цветность. Такого эффекта можно добиться при помощи синей краски. Многим известно, что дополнительные цвета, положенные на холсте рядом, усиливают друг друга. Но не все знают, что дополнительные цвета при смешивании друг с другом на палитре нейтрализуют друг друга. Если же этот апельсин мы осветим дневным холодным светом, то на свету его цвет станет более блеклым, в то время как в тени появятся «горящие оттенки».

Ван Гог “Натюрморт с корзиной и шестью апельсинами”. П. Кончаловский “Апельсины”

Эти простые правила позволяет предугадать, какой цвет появится в тени или на свету и правильно подобрать оттенки для смешивания. Вот и все. Приятного вам рисования!

Читайте также:  Заморозка на зиму: полезные советы
Добавить комментарий