Мое лебединое озеро

Мир вокруг

Блог Светланы Игнатовой

  • Мир вокруг
  • Концерты, спектакли
  • Балет «Лебединое озеро»в Москве. Губернский театр.

Балет «Лебединое озеро»в Москве. Губернский театр.

Этот балет давно стал визитной карточкой России и ее балетного искусства.

Лебединое озеро идет в разных театрах страны. А также в некоторых театрах Москвы, не только в Большом.

Мы с дочерью посетили Московский Губернский театр на Волгоградском проспекте. Вот мне и захотелось поделиться с вами впечатлениями от этого нашего культурного похода и написать отзыв о балете Лебединое озеро..

Балет Лебединое озеро.

Губернский театр.

Балет – это история, рассказанная языком танца и музыки. Поэтому, чем выше мастерство танцоров театра, тем история интересней.

В Губернском театре неплохие актеры. Роль Одетты и Одиллии исполняет одна и та же балерина.

Надо сказать, что разные характер этих персонажей ей удалось передать довольно хорошо.

А Руки этой балерины нас прямо заворожили! Очень красивые грациозные руки!

Вообще-то, и другие актеры проявили себя самым лучшим образом.

Самые яркие персонажи – это , конечно Одетта/Одиллия, Ротбарт и шут. Не могу сказать, что Зигфрид, королева или многочисленные лебеди – подруги заколдованной девушки.

Однако, я назвала тех, кто мне больше всего понравились .

Мы не купили либретто перед спектаклем (программка), поэтому, к сожалению, не могу назвать по именам актеров. А на сайте Губернского театра, почему-то балетных актеров тоже нет.

Лебединое озеро. Сюжет.

Итак, Лебединое озеро – сказка. Многие специалисты сходятся к тому, что балет поставлен по мотивам старинной немецкой легенды.

Злой колдун Ротбарт хотел жениться на прекрасной Одетте, но она отказала ему.

Тогда он заколдовал девушку и всех ее подруг в лебедей.

Однако, чары волшебника распространяются только на дневное время. Ночью же и до первых солнечных лучей девушки опять становятся людьми.

Чтобы снять заклятие, надо, чтобы кто-то беззаветно полюбил Одетту и дал клятву верности. Причем, если клятва будет нарушена, то Одетта должна умереть.

Казалось бы невыполнимые условия. Но, на то Лебединое озеро и сказка, чтобы невероятные вещи сбывались!

Одетта и Зигфрид встречаются, влюбляются и дают друг другу клятву верности.

Однако, Ротбарт не намерен отступать.

Он превращает свою дочь Одиллию в Одетту (внешне) и путем обмана вынуждает Зигфрида нарушить свою клятву. Первоначально, Одетту и Одиллию танцевали разные балерины. Но, после переработки хореографии, композиции балета, было решено, что этих двух персонажей должна танцевать одна балерина. А характеры у них разные, они противоположны друг другу. Одна – нежная, грациозная , другая – жестокая и коварная.

Чтобы эту разницу подчеркнуть, эти два персонажа имеют костюмы противоположных цветов – белый и черный. И хореография разная, подчеркивающая характеры.

Но, глаза – отражение души и их нельзя изменить. Взглянув в глаза Одиллии, Зигфрид вдруг с ужасом понимает, что нарушил клятву, что ошибся и ему почудилась любимая в другой девушке.

Но, клятву то он давал Одетте! В Одиллии он видел только Одетту! Это он ей и объясняет.

Потом, конечно, добро борется со злом (поединок Зигфрида и Ротбарта).

Ну и , как и положено, хэппи енд.

Лебединое озеро. Немного истории.

В первом своем варианте балет «Лебединое Озеро» вышел в свет в 1877 году.

В той версии не было лебединых сцен на озере. У девушек-лебедей были искусственные крылья, которые визуально утяжеляли их движения. И концовка балета была трагической – Одетта погибала.

Балет не имел успеха. Скорее, это была провальная постановка. После двух десятков представлений, Лебединое озеро было вычеркнуто из репертуара театра.

Уже после смерти Петра Ильича Чайковского в 1895 состоялась премьера обновленного балета.

Над либретто и музыкой обновленного балета работали – брат Петра Чайковского Модест, а также Иван Всеволожский и Рикардо Дриго.

А чудесная хореография – работа балетмейстера Мариуса Петипы и его ученика Льва Иванова.

В обновленном спектакле появились красивые лебединые сцены, в том числе танец маленьких лебедей. Накладные крылья были сняты и заменены красивыми движениями рук и головы.

А уже в советское время печальная концовка балета была изменена на счастливое завершение.

Да и правильно – сказка, все-таки.

Я не могу назвать себя специалистом в области балета и не отношусь к фанатам последнего. Поэтому сужу об увиденном исключительно как обычный человек

В целом представление оставило приятное впечатление погружения в искусство. По пятибалльной шкале я оценила бы его по пятибалльной системе на твердую четверку.

Ну и как ни странно, и у меня и у дочери возникло желание сходить на балет в Большой театр, чтобы сравнить уровень мастерства танцоров.

Ходите в театры и будьте счастливы !

Читайте другие мои отзывы о культурных мероприятиях

Лебединое озеро: секреты самого красивого балета

Легендарный классический балет «Лебединое озеро» – это завораживающая история любви, полная магии, трагедии и романтики. О том, как постановка превратилась в мировой шедевр – в материале vogue.ua.

Лебединое озеро было написано Петром Ильичем Чайковским между 1875 и 1876 годами. Оно рассказывает историю принца Зигфрида и юной девушки-лебедя Одетты, проклятой колдуном Ротбарто. Это один из первых балетов созданных композитором по просьбе Владимира Бегичева, управляющего императорскими московскими театрами, и основанный на пьесе, написанной Чайковским, которую он создал, чтобы развлечь своих племянников. Именно балетмейстер Мариус Петипа и хореограф Лев Иванов поставили самую известную версию балета вскоре после смерти композитора.

Есть много теорий о происхождении истории о Лебедином озере. Сюжет либретто Владимира Бегичева был в значительной степени навеян немецкой народной сказкой Иоганна Карла Августа Мусауса «Похищенная вуаль», в которой рассказывается о превращении женщины в лебедя. Однако есть и ссылки на русскую народную сказку «Белая уточка». В третьем акте балета также упоминается бурятская легенда, которая, возможно, легла в основу сказки знаменитых братьев Гримм «Шесть лебедей».

Чайковский, который умер в 1893 году, так и не узнал, какой успех ожидает его «Лебединое озеро». Первая постановка в московском Императорском Большом театре в 1877 году не сыскала успеха и была воспринята композитором как «унизительное разочарование». Говорят, что Вацлав Рейзингер – первый хореограф балета – был настолько потрясен амбициозной композицией Чайковского, что ему не удалось подчеркнуть величия пьесы. А движения танцоров критики расценили как «шаткие». Только в 1895 году под командованием Льва Иванова и Мариуса Петипа балет произвел настоящий триумф.

Одним из самых ярких качеств «Лебединого озера» является разнообразие его хореографии. Мариус Петипа вдохновлялся стилем традиционным для двора времен итальянского ренессанса. Такой балет представлял собой смесь традиционных танцев со всего мира. Так, Петипа наполнил свою хореографию движениями из Польши, Венгрии, Италии, России и Испании. Также балетмейстер заказал партитуру Риккардо Дриго, в которой были обнаружены следы испанских и венгерских ступеней, а также венецианские танцы.

Роль Одетты – одна из самых востребованных партий среди балерин всего мира. И за более чем 100 лет постановок, она была интерпретирована лучшими танцовщицами. Одной из первых, кто удостоился чести, была итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая в 1893 году покорила публику 32 импровизированными, но в то же время идеальными фуэте, характерными вращениями, которые с тех пор были интегрированы в хореографию. Версия Рудольфа Нуреева 1964 года запомнилась игрой английской прима-балерины Марго Фонтейн, у которой сложились удивительно тесные профессиональные отношения с хореографом.

Еще один из самых известных перформансов был исполнен Майей Плисецкой, примой Большого театра, которая в 1976 году к 100-летию балета танцевала с таким сочетанием грации и драмы, что выступление запомнилось на долгие годы. Именно в этом и заключается сила «Лебединого озера»: симфоническая мощь Чайковского и богатство хореографии, которые вместе превращают произведение из простого балета в шедевр вселенского масштаба.

На протяжении многих лет «Лебединое озеро» адаптировалось и интерпретировалось в различных видах искусства. Еще в 1895 году Иванов и Петипа опустили части балета, в частности весь четвертый акт. Именно эта версия стала классикой и с тех пор вдохновляла поколения хореографов. В период с 1910 по 2019 годы было создано более двадцати различных адаптаций балета в таких городах, как Париж, Нью-Йорк, Гавана, Гамбург и Сан-Франциско.

Одной из самых известных является хореография Рудольфа Нуреева, созданная в 1984 году в Опере Бастилии в Париже, которая привнесла в историю психоаналитическое измерение. Он интерпретировал «Лебединое озеро» как сон принца Зигфрида, в котором он ищет глубины озера, пытаясь избежать устроенного брака. Белый лебедь олицетворяет его недостижимую свободу, а черный лебедь – его альтер-эго, захваченное обязательством жениться. В конце концов, принцесса Одетта увлекается колдуном Ротбартом на глазах бессильного принца.

Балет с происхождением из традиционных детских сказок неоднократно адаптировался для кино, часто для более молодой аудитории. Самыми популярными являются анимации 1994 года «Принцесса-лебедь» и «Барби: Лебединое озеро» 2003 года. Несомненно, самой известной адаптацией является фильм Даррена Аронофски «Черный лебедь» 2011 года, где Натали Портман играет роль молодой балерины, которая находится в конфликте не только за главную роль в балете, но и борется с разрушительной внутренней двойственностью, которая стирает грань между воображаемым и реальностью. Также говорят, что первая книга «По направлению к Свану» из цикла «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста также частично вдохновлена «Лебединым озером».

Мое лебединое озеро

Из-за пандемии коронавируса во всей России закрыты театры, в том числе и Большой театр. Поэтому уже записанные спектакли «золотого фонда» впервые покажут на YouTube — с 27 марта по 10 апреля на канале можно будет посмотреть «Бориса Годунова», «Щелкунчика» и «Спящую красавицу» в формате онлайн-трансляции. Стримы будут доступны в течение 24 часов после эфира.

«Как и вся наша страна, как и весь мир, мы оказались в очень непростой ситуации, с которой никогда ранее не сталкивались. Ситуации, когда пришлось закрыть театр и не показывать зрителям спектакли ни на одной из наших площадок. Терять контакт с публикой, конечно, мы не хотим», — отметил гендиректор театра Владимир Урин.

Первым Большой театр показал «Лебединое озеро». Трансляция на YouTube собрала более 50 тысяч зрителей со всего мира, которые могли комментировать спектакль в чате.

Трансляцию хвалили и пользователи других соцсетей, рекомендуя её друзьям.

Но другие пользователи настороженно отнеслись к показу «Лебединого озера», иронично назвав это недобрым знаком. И на это есть исторические причины: спектакль неразрывно связан с большими политическими событиями России и СССР. Балет показывали по ТВ в дни траура и похорон Леонида Брежнева, Юрия Андропова и Константина Черненко.

«Лебединое озеро» стало одним из символов августовского путча 1991 года. Во время тех событий по всем каналам показывали выпуски новостей и «Лебединое озеро». Это и вызвало шутки — люди провели параллели между историей и современной пандемией.

#1 в трендах Ютуба – Лебединое озеро

Отличная постановка.
Но вопросы навевает?

Танец маленьких коронавирусных лебедей

Китайские медики снимают стресс

Лебединое озеро

(095/366) 4 марта – премьера “Лебединого озера”

Одному из самых популярных балетов в мире сегодня исполняется 142 года. Мне кажется это один из немногих балетов, который можно попросить напеть человека на улице, и он (внезапно) напоет. С праздником!

Лучшее описание балета

Люблю ночью, глядя на красоту Первопрестольной, слушать классику. Забил в Вк “Лебединое озеро”. и тут у музыки текст. Ну, думаю, там написано где и когда была записана музыка. а там – краткое описание.

Лебединое озеро. Финальная сцена

Красивая постановка и прекрасная музыка Чайковского.

Принц и оборотень

Балет был великолепен! “Лебединое озеро” ничем не испортить. Тем более балерины были одеты в балетные пачки не то прошлого, не то позапрошлого веков. Прынц высоко прыгал, а прима-балерина крутила фуэте без всяких погрешностей. Милые маленькие лебеди сорвали многочисленные аплодисменты своим бессмертным танцем, а в антракте маленькая девочка в роскошном бальном платье спросила у мамы:

Читайте также:  Как подобрать нужное удобрение для абрикосов

– Мама, а принц полюбил оборотня,да?

-Ну, то лебедя, то девушку.

Original Anime Art.

Автор арта: Rella

Танец людей из балета “Лебединое озеро”

Если бы ГКЧП случился в Китае.

то что бы мы смотрели по телевизору.

Я это уже видел. Бесплатно.

Отношусь к тому поколению, у которого с балетом “Лебединое озеро” возникает только одна, но очень неприятная ассоциация.

Август 91-го. Общежитие ЛГУ. Старенький черно-белый “Рекорд”. И по всем каналам одно и то же.

Не, ставить тег “моё” не буду, хотя сам эту афишу фотографировал.

15 любопытных фактов о «Ходячих мертвецах» (конкурс внутри)

«Ходячие мертвецы» – это крупнейшая медиафраншиза о зомби: по оригинальным комиксам сделали несколько сериалов и с десяток видеоигр. 6 апреля вышла предпоследняя серия 10 сезона шоу, изменившего взгляды на брутальные апокалиптические темы. А пока у нас есть возможность смотреть новый сезон сериала на НТВ-ПЛЮС и выиграть мерч с «Ходячими мертвецами» от телеканала FOX. Условия конкурса и промокод ищите в конце поста!

Важно: некоторые факты из этого поста содержат спойлеры к предыдущим сезонам сериала «Ходячие мертвецы». Имейте в виду!

Любопытное про сериал

• Персонажи в сериале сильно отличаются от своих прототипов из комиксов. Например, Мишонн, Карл и Рик прожили до последних выпусков, а сериал все трое актеров покинули. Из ярких отличий: дочь Рика погибла в комиксе, у Мишонн до начала зомби-апокалипсиса было две дочери, у нее не было романа с Граймсом, в комиксах Граймс женился на Андреа, погибшей в 3 сезоне сериала. В общем, вселенная та же, но будто альтернативная!

• В сериале «Бойтесь ходячих мертвецов», спин-оффе «Ходячих мертвецов» показали нулевого пациента. Первым зомби стала девушка Глория, погибшая от передозировки наркотиками. Какими – неизвестно. Но именно с нее началась эпидемия.

• Байкера Дэрила Диксона вообще не было в комиксе. Его придумали для сериала и прописали специально под Нормана Ридуса, который приглянулся авторам после проб на роль другого персонажа. По изначальной задумке Дэрил не должен был дожить до 10 сезона, но героя оставили из-за многочисленных фанатов.

• Персонажи Морган и Дуайт перешли из основного сериала в спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов». В комиксах у этих героев была совершенно другая история: Морган не дожил до финала войны со Спасителями, а Дуайт не покидал Рика после победы над Ниганом.

• У «Ходячих мертвецов» и «Бойтесь ходячих мертвецов» есть вебизоды – короткие серии, чаще всего рассказывающие о персонажах второго плана или каких-то предметах. Например, кто написал «Не открывать, внутри мертвые» на двери столовой в больнице, где проснулся Рик после комы.

Любопытное про комикс

• У главного героя Рика Граймса есть брат Джеффри. Он не появляется в основной истории, но его несколько раз упоминает жена Рика. Джеффу посвящен отдельный комикс, действие которого происходит в Барселоне – The Walking Dead: The Alien. Оказавшись в чужой стране, он пытается найти дорогу к порту, чтобы уплыть на лодке домой.

• Однажды автор оригинального комикса Роберт Киркман пообещал: «Если комикс доживет до 75 номера, в нем появятся пришельцы». И не обманул: у 75 выпуска есть альтернативная концовка (впервые цветная!), где Рик снова просыпается в госпитале и узнает что пришельцы воскресили мертвых. Теперь выжившие люди ведут войну на два фронта. Конечно, это была просто шутка от Киркмана и художника Райана Оттли – продолжения она не получила.

• Роберт Киркман хотел закончить комикс еще в 2011 году, и у него была символичная идея для финала. В конце сюжета No Way Out Рик и другие выжившие побеждают проникших на территорию общины Александрии мертвецов. Роберт хотел написать выпуск, в котором Граймс произносит речь перед людьми, кадр за кадром «камера» отдаляется, затем становится видно памятник Рику в той же позе. Вот только вокруг памятника ходят не живые люди, а зомби. Автор хотел показать, что несмотря на все старания Рика, у людей не было шансов пережить эту эпидемию. Но все же Киркман отказался от этой идеи, финал комикса был другим.

• В комиксах много антагонистов, но лидер общины Спасителей (Ниган) и глава города Вудберри (Губернатор) – единственные, кто получил предысторию. Первый в виде комикса The Walking Dead: Here’s Negan (как простой школьный учитель физкультуры становится суровым лидером), второй – в виде романа «Восхождение губернатора» (где робкий парень превращается в жестокого тирана).

• Писатель Уэсли Чу написал книгу The Walking Dead: Typhoon, в ней рассказывается об эпидемии зомби-вируса в Китае и о попытках людей выжить в стране, где количество мертвецов исчисляется в миллионах. Это первый после истории Джеффри Граймса и сериала «Бойтесь ходячих мертвецов» взгляд на зомби-эпидемию за пределами США. Действие книги происходит в той же вселенной, что и комикс.

• Киркман закончил комикс неожиданно для фанатов на 193 выпуске. При этом обложки 194 и 195 номера нарисовали и выложили в сеть – специально, чтобы запутать фанатов. Роберт изо всех сил пытался скрыть смерть одного из ключевых героев истории, но в современном мире это уже почти невозможно – СМИ все узнали и раскрыли финал до выхода заключительного выпуска.

• Художник комикса Чарли Адлард часто ошибался и рисовал Рика с двумя руками в комиксе, хотя в 28 выпуске Граймс потерял правую кисть и все дальнейшие события прошел с одной рукой. В сериале у Граймса не было увечья.

Любопытное про игры

• Всего шесть персонажей появлялись и в сериале, и в комиксе, и в играх Telltale: Мишонн, Сиддик, Шон Грин, Хершел Грин, Гленн и Иисус. Причем в комиксе и играх Telltale это одни и те же версии героев, а вот в сериале они немного отличаются.

• События цикла Telltale’s Walking Dead происходят во вселенной комикса, но главная героиня игр девочка Клементина в нем не появлялась. А вот на ее пути возникали некоторые герои из комикса. Например, в финальном эпизоде она встречает аскета из Шепчущихся (людей, которые носят кожу мертвецов поверх своей и живут среди зомби).

• Мишонн как один из наиболее популярных персонажей комикса и сериала получила собственную игру от Telltale – The Walking Dead: Michonne. Действие разворачивается между 126 и 139 выпусками комикса, когда Мишонн покинула Александрию и отправилась в море на корабле рыбаков.

БОНУС ДЛЯ ПИКАБУШНИКОВ

Хотите посмотреть 10 сезон «Ходячих мертвецов» в отличном качестве и бесплатно? Это можно сделать на телеканале FOX в приложении НТВ-ПЛЮС ТВ. Активируйте промокод PIKABU до 30 апреля 2020 года и получите двухнедельный доступ к десятку самых разных киноканалов (в том числе тематических – например, только фантастика, семейные фильмы или ужасы) и большой библиотеке сериалов.

КОНКУРС С МЕРЧЕМ «ХОДЯЧИХ»

Что нужно делать? До 12 апреля включительно напишите нам через специальную форму ниже, за что вы любите сериал «Ходячие мертвецы» и почему его стоит смотреть всем. Мы не ограничиваем вашу фантазию и полет мысли, но постарайтесь структурировать аргументы и изложить их грамотным языком.

Что можно выиграть? Крутые толстовки от НТВ-ПЛЮС и футболки с «Ходячими мертвецами» от телеканала FOX достанутся авторам 15 лучших историй. Работы победителей опубликуем 16 апреля. Полные правила конкурса тут.

Моё лебединое озеро.

Пётр Ильич Чайковский
«Лебединое озеро»

Несколько месяцев назад у меня возникла мысль посвятить один из выпусков Литературной Гостиной не классическому произведению литературы (или современному), не выдающемуся (или знаменательному) кинофильму, а балетной постановке. Рождённая мысль человека, словно вода, что точит, точит камень (наш разум), превращая его в произведение нерукотворного искусства – воплощённую идею! Итак, вашему вниманию я хочу представить цикл выпусков о балете, которые я буду регулярно публиковать на страницах рубрики. Прошу тех, кому не интересен данный материал, просто перелистнуть страничку рубрики. А тех, кому по нраву данное начинание поддержать меня в комментариях к выпуску.

Есть в мире балета безусловный лидер – король всех постановок не только в России, но и во всём мире. И имя ему – балет «Лебединое озеро». В прошлом году исполнилось уже 140 лет со дня премьеры этого легендарного балета. Я расскажу об истории, о самых знаменитых танцовщиках главных партий и о его современных нетривиальных воплощениях в зарубежном мире.

В 1885 году у директора Московской императорской труппы – Владимира Петровича Бегичева родилась идея постановки балета «Озеро лебедей». И он обратился к Петру Ильичу Чайковскому с предложением написать музыку. Чайковский принял это предложение, как он писал позднее: «отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Искусствоведы утверждают, что им даже частично использовалась партитура уничтоженной оперы «Ундина». Источником же либретто, как рассказывает Ю. О. Слонимский, стала сказка немецкого писателя XVIII века И. К. А. Музеуса «Пруд лебедей», входящая в состав восьми томного собрания «Народные сказки немцев». И ещё одна интересная деталь. Считается, что на написание музыки к этому балету Чайковского вдохновила Бавария. Именно там он увидел Нойшванштайн — «лебединый замок» короля Людвига Второго. Должна сказать, что к классическим постановкам «Лебединого озера» до сих пор используют изображение, либо инсталляции готического замка в горах.

Из первоначального варианта либретто «Лебединое озеро»:
«… Принц Зигфрид празднует совершеннолетие. Друг принца, увидев пролетающих лебедей, зовёт его на охоту. Юноша попадает в «гористую дикую местность» с озером. При свете луны заколдованные лебеди сбрасывают крылья, становясь девушками во главе с Одеттой. Принц влюбляется в неё. На балу во дворце для принца танцуют красавицы, но он полон воспоминаний об озере и не хочет выбирать себе невесту. Неожиданно прибывает «злой гений» фон Ротбарт с дочерью Одиллией. Коварная девица притворяется Одеттой и обольщает принца. Он дает ей клятву верности, тем самым предавая Одетту. Сцена мгновенно темнеет, раздается крик совы, одежда спадает с фон Ротбарта, и он является в виде демона. Одиллия хохочет. Окно с шумом распахивается, и появляется белая лебедь с короной на голове. Принц с ужасом бросает руку своей новой подруги и, хватаясь за сердце, бежит вон из замка. Позже Одетта и Зигфрид, сопротивляясь козням Ротбарта, гибнут в волнах озера…»

К сожалению, первая постановка балета в 1877 году получила плохие рецензии и, как говорится, с треском провалилась. Петр Ильич не дожил до успешного возобновления балетной постановки. Его не стало в 1893 году, а воскрешённое двумя выдающимися балетмейстерами Императорских театров — Мариусом Петипа и Львом Ивановым «Лебединое озеро» 1895 года, обрело бессмертие. Кстати, у новых лебедей исчезли искусственные крылья (перья) и родились настоящие руки-крылья, а либретто к новой версии постановки переделал родной брат Чайковского — Модест Ильич.

О танцовщиках.
Первой Одеттой, навсегда вошедшей в историю балета, стала балерина Императорских театров — Полина Карпакова. В постановке 1895 года партию Одетты-Одиллии танцевала итальянская балерина Пьерина Леньяни, а роль Зигфрида исполнил Павел Гердт (вы не поверите, но ему на тот момент было уже 50 лет). Безусловно, самыми выдающимися исполнителями партии Одетты (Одиллии) в двадцатом веке считаются Матильда Кшесинская, Тамара Карсавина, Галина Уланова, Анна Павлова и Майя Плисецкая. Зигфриды тоже не подвели: Константин Сергеев, Фарух Рузиматов, Вацлав Нижинский, Николай Фадеечев и Рудольф Нуриев.

Прикрепленный к этому выпуску фильм-балет «Лебединое озеро» был снят в 1957 году. Признаюсь вам, что это одна из самых великолепных и любимых мною классических постановок «Озера». Хореограф – Александр Горский. Главные партии блистательно танцуют Майя Плисецкая и Николай Фадеечев. Просто насладитесь. Прикоснитесь к чуду…
https://www.youtube.com/watch?v=KRGCH3koS2k

Читайте также:  На заметку! 10 полезных и простых швейных лайфхаков

Для сравнения: современная постановка балета «Лебединое озеро» 2014 года. Хореограф – Андрей Петров. Главные партии исполняют Александра Тимофеева и Михаил Евгенов. Что сказать? Не менее – чудо!
https://www.youtube.com/watch?v=Bg_jFwt955A

О вариациях.
Расскажу о двух постановках, которые своей инаковостью не просто разрушают стереотипы монументального явления под названием «Лебединое озеро», они (во время их просмотра и после) рождают на свет что-то такое в нас, что отзывается совершенно необъяснимым образом. Нет у меня слов, пожалуй, для описания этого явления. Просто смотрите и просто чувствуйте.

Родоначальником этой инаковости для меня является Рудольф Нуриев. В 1964 году он поставил своё «Лебединое озеро» в Wiener Staatsopernballett. Зигфрида танцевал он сам. До 1988 года. Не удивляйтесь, но ведущую партию в балете он отдал именно принцу. А великолепная Марго Фонтейн в роли Одетты просто была рядом.
https://www.youtube.com/watch?v=C5nrpetuvC4

Вторая постановка балета «Лебединое озеро», которая уже несколько лет является для меня знаковой – это хореография Matthew Bourne. В 1995 году английский хореограф и режиссёр Мэттью Борн, основатель танцевальной труппы «Adventures in Motion Pictures», поставил «Swan Lake». Премьера спектакля прошла в лондонском театре Sadler’s Wells. И до сих пор его «Лебединое озеро» не сходит с афиш лондонского West End theatre и нью-йоркского Broadway theatre. В чём же уникальность постановки? Её действие происходит в современной Англии, где «… в центре внимания история душевных терзаний Принца, бесконечно одинокого, нелюбимого бесчувственной Королевой, отторгнутого лживым обществом, жаждущего идеальной любви и находящего её не в хрупкой и женственной королеве лебедей – Одетте (как в оригинале Петипа-Иванова), а в Лебеде. Лебеде-мужчине…». И ещё, безусловно, в аллюзиях к историям жизни и их перипетиям представителей британской Королевской семьи. Иронично, безумно талантливо и, конечно, инаково!
https://www.youtube.com/watch?v=rQsECoq9XGM

Знаете, я слышала такое необычное сравнение: что «Лебединое озеро» для мира Балета является таким же явлением, что и «Чайка» Антона Павловича Чехова для мира Театра. Есть что-то в этом утверждении, правда?

Мое лебединое озеро

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одеттапринцесса, превращенная в белого лебедяЗигфридмолодой принцОдиллиядочь Ротбарта, черный лебедьВладетельная Княгинямать ЗигфридаРотбартзлой волшебникБеннодруг принца ЗигфридаВольфгангнаставник Зигфрида

Краткое содержание «Лебединого озера»

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I – II АктIII – IV Акт
60 мин.55 мин.

Фото:

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Читайте также:  Прикосновение к духу истории в садах замка Шенонсо в долине Луары

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Проект Ольги Федяниной и Сергея Конаева

У «Лебединого озера», которое крутили по телевизору во время путча и под которое скончался Советский Союз, сложная судьба. Поставил его в 1969 году Юрий Григорович. Поставил — но не смог выпустить. Легендарную первую редакцию — жесткий, трагический спектакль с безысходной концовкой — после генеральной репетиции отправили на переделку. На премьере 25 декабря 1969-го у спектакля был счастливый финал, а от исходной концепции почти ничего не осталось.

В СССР противостояние добра и зла даже на сказочной территории было предметом пристального идеологического контроля. Отчасти потому, что социалистический реализм не терпел неразрешимых противоречий. А коллизия «Лебединого озера» у Чайковского как раз из разряда неразрешимых, просто об этом мало кто помнит. Лебедь-Одетта — жертва Злого гения, рыцаря Ротбарта, который держит ее в колдовском плену. Но она и жертва влюбленного принца Зигфрида, который, поддавшись на обман, предает ее. У Чайковского и в либретто, и в музыке зло оказывается непреодолимым — герои гибнут в бурю.

контекст Сезон 1969/1970 «Кармен» Режиссер Вальтер Фельзенштейн Корифей мировой оперной режиссуры поставил современную версию вечнозеленого шлягера, заменив в нем (впервые на советской сцене) речитативы драматическими диалогами, как это и предусмотрено автором

«Мать» Театр драмы и комедии на Таганке Режиссер Юрий Любимов

Спектакль, возвращавший московской сцене не сталинско-хрестоматийного, а плакатно-революционного Горького. Лучшая роль Зинаиды Славиной после дебютного «Доброго человека из Сезуана»

«Ромео и Джульетта» Режиссер Анатолий Эфрос Театр на Малой Бронной

Легендарный спектакль Эфроса, в котором 29-летняя Ольга Яковлева и 33-летний Анатолий Грачев сыграли трагически безоглядную влюбленность такой, какой она может быть только в самой ранней юности

Справедливости ради, трагический исход сюжета смущал хореографов и в XIX веке. Буря и смерть влюбленных были в постановке в Большом в 1877 году, но уже через три года в финале погибал только злодей Ротбарт, любовь торжествовала. А в классической версии Петипа — Иванова (1895) уже и бури не было, влюбленную пару «спасали лебеди и везли в лодке по внезапно успокаивающейся зеркальной поверхности озера» (Г.А. Римский-Корсаков). Возвращением к исходному замыслу отчасти можно было считать постановку Александра Горского 1901 года, финал которой был проникнут атмосферой безысходной печали.

Но к тому моменту, когда 42-летний Юрий Григорович, пятью годами раньше ставший главным балетмейстером Большого, обратился к «Лебединому», тоска и печаль были давно изжиты. Привлекавший Григоровича трагизм сюжета исчез еще в 1937 году — тогда Асаф Мессерер, занимаясь возобновлением постановки Александра Горского, переделал последнюю картину, пояснив, что в финале прежнего спектакля «звучали несколько идеалистические мотивы, перекликавшиеся с проповедью „непротивления злу”». У Мессерера добро торжествовало в утрированно комической форме: злодею-волшебнику отрывали крыло, и он кончался в судорогах. В 1950 году эту анекдотическую развязку повторил Константин Сергеев, его «Лебединое» сохраняется в Мариинском театре до наших дней. Когда в начале 1950-х в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Бурмейстер собирался вернуть трагический финал, ему это, судя по всему, попросту запретили.

Цитата Последний акт «Лебединого озера» Григоровича (особенно в первоначальной редакции) — безусловный шедевр. Смелость его опирается на пророческую смелость партитуры. Григорович неукоснительно следует духу музыки и потому нарушает балетный канон Вадим Гаевский

Но в послеоттепельном 1969-м Юрий Григорович имел уже все основания считать требование непременного торжества добра в финале «Лебединого озера» результатом какого-то маниакального заблуждения, непонятным пережитком сталинских идиосинкразий. Ведь и в 1940-е, и в 1950-е, и в 1960-е Жизель продолжала сходить с ума, Ромео и Джульетта гибли, погибал Спартак. Кроме того, это новое «Лебединое озеро» предназначалось не только для отечественной публики, оно планировалось как своего рода «витринная» постановка: Большой театр собирался на очередные гастроли в Лондон, и зарубежные импресарио настаивали на замене обветшавшей предыдущей версии.

В «Лебедином» Григорович вместо простодушной сказки ставил мрачную притчу, в которой было и усложнение представлений о человеке, в духе немецких романтиков с их темами черных двойников, и упрощение, потому что Григоровича всегда интересовала тема предательства в его прямом, военном смысле. Драматическим центром этой притчи был Зигфрид, поддающийся на обман Злого гения, который заставляет его принести клятву верности Одиллии, внешне неотличимой от Одетты. У Григоровича Злой гений был не столько врагом, сколько мрачным двойником, черной сущностью Зигфрида, толкавшей его на предательство и делавшей принца клятвопреступником. Освободиться от двойника Зигфрид мог только ценой гибели Одетты.

Цитата Мне было душевно приятно видеть первую редакцию. Григорович — мой ученик. Все, что я не договорил,— договорит он. Все, что я не доделал,— доделает он в обеих редакциях. масса не поняла бы конец, сейчас он решен более простым способом, но он есть Федор Лопухов

Партию Зигфрида репетировали Николай Фадеечев и Михаил Лавровский, Одетту — Майя Плисецкая и Наталия Бессмертнова, Злого гения — Борис Акимов и Михаил Габович. Официальным консультантом постановки был Федор Лопухов — патриарх балетного авангарда, ученик Мейерхольда, хореограф запрещенных «Болта» и «Светлого ручья». Роль Лопухова в новой работе была велика, он сам раньше несколько раз обращался к «Лебединому озеру» и создал две совершенно разные его редакции: в 1945 году в Кировском театре, в 1958-м в МАЛЕГОТе. И в Кировском мотив Ротбарта как «тени» Зигфрида уже появлялся.

Григорович делал то, что в 1930–1950-е предписывалось делать всем хореографам, которые обращались к Чайковскому,— убирал вставные номера, раскрывал купюры. Расширялись партии Зигфрида и Ротбарта, и, соответственно, усиливалось их противостояние-симбиоз. Но делал он это, чтобы усилить тему безысходности и злого наваждения.

Репортаж о репетициях «Лебединого озера» в газете Большого театра, 30 мая 1969

Репортаж о репетициях «Лебединого озера» в газете Большого театра, 6 июня 1969

Некоторые новации хореографа радикально противоречили традиции. Так, в третьем акте на балу перед принцем Зигфридом разворачивается парад невест — среди которых он не находит свою Одетту. Этот бал раньше ставили как череду характерных танцев с национальной окраской: перед принцем показываются венгерские, испанские, неаполитанские, польские гости. Григорович превратил дивертисмент в серию портретов невест-обольстительниц, поставив их на пуанты, то есть заменив характерный танец классическим. В напряженно-мрачной атмосфере его истории дивертисментный народный танец действительно был не слишком уместен. Часть труппы бурно протестовала и подозревала хореографа в неуважении к московской школе, знаменитой характерными танцовщиками. То, что изнутри выглядит как покушение на «скрепы», со стороны кажется едва заметной мелочью — но Григорович знал, на что замахивается, и у него даже была авторитетная поддержка. На публичном обсуждении его защищал Марис Лиепа: «Введение классики в III акт в характерные танцы не ново. Я точно знаю, что в первой редакции существовали пуанты в неаполитанском и испанском танцах».

Но, конечно, непреодолимая проблема этого «Лебединого озера» заключалась не в характерных танцах. Да даже и не в безысходном финале как таковом. Вернее, финал лишь наглядно демонстрировал радикальное расхождение выдающегося хореографа с генеральной линией.

Подробность Самая нелепая — но объяснимая — претензия к постановке Юрия Григоровича родилась где-то в кабинетах Министерства культуры СССР, возможно, даже в кабинете лично министра Екатерины Фурцевой. У Чайковского в сцене парада невест был предусмотрен вставной танец «Русская» — позже его убрали. Григорович собирался этот вставной номер вернуть и вывести на сцену русскую невесту. Но внезапно у культурных функционеров сработал рефлекс времен борьбы с космополитизмом: безродная Одетта-Одиллия не может оказаться победительницей там, где есть русская невеста. «Русский танец должен быть, как мне казалось, за основу мы взяли Горского. Но мы убрали его, т.к. было непонятно, почему не выбрали русскую невесту»,— жаловался Григорович.

Юрий Григорович — это, возможно, самая трагическая фигура отечественного театра, художник, наделенный даром масштабно и заразительно передавать злые темные страсти как нечто, присущее самой природе человека, двигать сценическое действие в стремительных ритмах разрушения. Ненормальность этого дара по советским меркам он сам понимал и позже активно пытался уравновесить его лирикой — за редким исключением менее талантливой и изобретательной. Или же искал спасение в риторически драматургических конструкциях, где, как в «Легенде о любви» или «Иване Грозном», провозглашалось торжество общественной или исторической миссии над индивидуальными метаниями.

Тогда, в июне 1969-го, генеральная репетиция «Лебединого озера» вошла в театральную легенду. На главной сцене страны зло торжествовало, не оставляя герою шансов сдержать клятву и сохранить достоинство. В последней картине, где лебеди не пускали Зигфрида к Одетте, сцена, представлявшая собою придуманный Симоном Вирсаладзе утонувший замок, дышала безнадежностью и отчаянием. Ротбарт и кордебалет лебедей, по воспоминаниям свидетелей генеральной репетиции, черным смерчем носились по сцене, а главные герои физически выдыхались, пытаясь, как заведенные, преодолеть стихию и пробиться друг к другу.

Добавить комментарий