Как пурпурные и светлолистные растения влияют на восприятие пространства

Эстетические факторы и основы композиции в ландшафтном дизайне

От эстетического совершенства окру­жающей среды зависит гармоничное развитие личности. Художественное начало одухотворяет труд, украшает быт, облагораживает человека. Немалую роль в этом играют сады и другие озелененные пространства — неотъемле­мые ландшафтные элементы.

Воспринимая природный пейзаж, че­ловек ищет в нем особенности, гармони­рующие с его деятельно­стью, индивидуальной жизнью, настрое­ниями, переживаниями. Следовательно, для удовлетворения этих человеческих духовных потребностей каждое произведение ландшафтного искусства должно быть в первую очередь обращено к человеку и рассчита­но на положительное воздей­ствие. Поэтому в основе формирования архитектурно-ландшафтного ансамбля находятся закономерности пре­красного, взятые у природы, с учетом эстетических и психологических потребностей челове­ка.

Особенности зрительного восприятия

Эмоционально-эстетическая реакция людей в определенной ситуации отражает в первую очередь соответствие или несоответствие воспри­нимаемого объекта их актуальным потребностям.

Восприя­тие зависит:

  1. от принадлежности человека к опреде­ленной возрастной и социальной группе;
  2. от его ценностной ориентации, образа жизни, традиций, нравов и обычаев в данной местности;
  3. от настроения;
  4. от вида занятий человека, его преобладающих форм отдыха.

Виды восприятия:

  1. целенаправленное, предна­меренное, с динамическими формами движения или показа элементов приро­ды, архитектуры, искусства (экскурсии, движение к определенным объектам, осмотр объектов и т.д.);
  2. непреднамеренное (непроизвольное), при котором нет заранее поставленной цели.

Наиболее специфическими для ланд­шафтного проектирования факторами зрительного восприятия являются:

  • условия ориентации в природ­ном ландшафте;
  • динамика естественной освещенности и подвиж­ность колорита.

Роль времени наблюдения в ландшафтном дизайне

Решающее влияние на степень детальности рассмотрения объ­екта, а следовательно, глубину познания его содержания оказывает время осмот­ра . В процессе восприятия сознание человека стремится распознать содержание пейзажа путем детального осмотра наиболее важных его компонентов.

По мере уменьшения времени зритель­ного восприятия сокращается площадь осмотра пейзажа за счет исключения компонентов второстепенной важности, поэтому чем меньше возможное время осмотра, тем выразительнее и ярче должна быть композиционно подчеркну­та разница между главным и второсте­пенным. Расположение главных эле­ментов должно быть ритмичным, ком­пактным и легко усваиваться созна­нием зрителя на фоне общей кар­тины.

Избыточное количество информации также не спо­собствует благоприятному воздействию парковой композиции на зрителя, по­скольку часть ее оказывается не воспринятой и не осознанной. В резуль­тате снижаются оценки декоративно­художественных качеств пейзажа, он плохо запоминается. Из психологии известно, что количество объектов, одномоментно удерживаемых в кратковременной памяти человека, не превышает 7 (±2), поэтому наиболее оптимальны ландшафтные композиции с 5-6 акцентами (узлами) .

Пределы зрительного восприятия влияют на общее восприятие простран­ства, особенно в зонах, огражденных плотной «стеной» высокоствольной зелени:

  • пространства, размеры которых не превышают 25 м, создают впечатление интимности;
  • пространства, размеры которых пре­вышают 140 м, с давних времен воспринимались как очень большие (гипертрофиро­ванные).

Роль освещения в ландшафтном дизайне

Характер освещения непосред­ственно влияет на настроение человека, выбор им места для отдыха (вспомним, как притягивает нас залитая солнцем поляна при выходе из темной чащи и т.п.). Скользящие лучи солнца на рассвете, яркое солнце днем, закаты, вечерние сумерки, лунное освещение, пасмурные дни и туманы кардинально изменяют выражение ландшафта и условия его зрительного восприятия.

Светотень выявляет форму, пластику, фактуру предметов, во многом определя­ет цветовое восприятие окружения и является одним из важных факторов архитектурно-ландшафтной компози­ции.

Из всего многообразия условий есте­ственного освещения можно выделить наиболее типичные, специфически влия­ющие на восприятие ­ландшафтной композиции, а именно:

  1. дневное солнечное освещение;
  2. рассе­янное, диффузное – в пасмурный день, туман, дождь.

В ясную погоду территория и находящиеся на ней предметы освещены солнечным направ­ленным светом, а также рассеянным, исходящим от небосвода и облаков, который смягчает контуры, подсвечивает затененные поверхности и создает тончайшие переходы на границах света и тени. Изменение угла падения солнечных лучей значительно видоизме­няет объемно-пространственную харак­теристику пейзажа и его элементов:

  1. при низком стоянии солнца над горизонтом больше освещены вертикальные по­верхности, выразительно выявляется фактура горизонтальных (цвет дерева кажется светлее, а масса меньше; падающие тени на землю значительно удлинены);
  2. при падении солнечных лучей на поверхность под углом 45° создаются наиболее благоприятные условия для выявления общего объема растения и пластики его форм (этому способствуют как собственные, так и падающие тени от всех элементов объекта, находящихся в освещенной зоне);
  3. при падении лучей под углом 60° большая часть листвы деревьев с обычной (раскидистой) формой крон (дуба черешчатого, вяза, сосны обыкновенной и других деревьев) находится в тени; наиболее выразитель­на при этом освещении фактура деревьев с пирамидальной и колонновидной формами крон (например, вечнозеле­ный кипарис, тополь пирамидальный, ель и др.).

  • ориентация всей композиции и ее элементов по странам света;
  • размещение зеленых насаждений и архитектурных сооружений по отношению к солнцу;
  • направление осмотра.

Во время солнечного заката превали­руют желтые и красные цвета, заметно окрашивающие наземные предметы. В местах визуальной видимости точки перехода солнца за горизонт могут быть созданы видовые площадки, обеспечива­ющие осмотр панорамы солнечного заката. Наиболее подходят для этого возвышенные территории, бельведеры, террасы, плоские крыши парковых сооружений. Отсюда живописная карти­на будет восприниматься в окружении и через ажур зеленых насаждений, которые расположены на передних планах и видны темным силуэтом.

Рельеф, климатические условия также влияют на условия освещения. В се­верных широтах предпочтительнее раз­мещать сады на склонах южной ориентации с благоприятным микрокли­матом. В этом случае все предметы освещены солнцем, имеются большие возможности использования светотене­вых приемов. В садах южных широт предпочтительны склоны северной ори­ентации. При одинаковом составе насаж­дений на ровной местности затененность территории больше, чем на южных склонах. На северных склонах падающие тени удлиняются, а площадь затененной территории увеличивается.

Фронтальное солнечное освещение делает крону более плоской, но создает контрастные границы теней от ее выступающих частей. Наиболее осве­щенные места здесь больше соответству­ют их природному цвету и значительно отличаются от затененных поверхностей, где колорит меняется, а светотеневые переходы смягчаются. Деревья, имею­щие темные глянцевитые листья, заметно отражают голубизну неба. Растения с теплым оттенком листвы в тени выглядят свежими, ярко-зелеными, чему способствует смешение желтого и голу­бого цветов.

Выразительность растений, восприни­маемых против света, зависит от формы и сквозистости крон. Наиболее эффектно это освещение, когда ажурные части сочетаются с плотными массами листвы, отличающимися хорошим силуэтом. При плотных, компактных кронах высве­ченные листья располагаются только по контуру и не всегда могут создать должный эффект. У деревьев с раскиди­стой кроной и тонкой листвой большая часть кроны может эффективно светить­ся в «контровом» освещении.

Характер освещения во многом опре­деляет и восприятие цвета . При формировании ландшафтных компози­ций использование цвета в основном сводится к сопоставлению теплых и холодных, светлых и темных, ярких и сдержанных тональностей сообразно их положению в пространстве и сочета­нию между собой. Соче­тание цветов играет важную роль в объемно-пространственных компози­циях.

Факторы цветовой гармонии в ландшафтном дизайне:

  1. особенности климата и свя­занного с этим естественного освещения;
  2. цвет местного ассортимента раститель­ности, его изменения по временам года;
  3. колорит местных строительных материалов и окружающей природной среды.

Например, в районах с продолжи­тельной зимой, особенно в северных зонах страны, яркое колористическое решение архитектурных объектов может оказывать мощное эстетическое воздей­ствие в условиях тусклого освещения, преобладания серо-белых и приглу­шенных зеленых тонов в окружающем пейзаже и при отсутствии красочной листвы у деревьев.

Цвет может оказать значительное влияние на восприятие пространства, светлые цвета способны зрительно увеличивать, а темные — уменьшать пространство, теплые — приближать и холодные — удалять предметы от на­блюдателя.

В ландшафтном проектировании ис­пользуется целый ряд приемов:

  1. цветовой контраст между главным объектом рассмотрения и фоном. Он может достигаться силой цвета, а также сочетанием холодных и теплых тонов, сопоставлением жестких и мягких цветовых оттенков;
  2. количественный цветовой контраст, когда на преобладающем фоне одного цвета выделяется малое цветное пятно другого;
  3. решение отдельных зон парка в ло­кальном, присущем только им колорите;
  4. ритмическое построение цветовых композиций и пространств;
  5. создание иллюзии, зрительно усилива­ющих или ослабляющих отдельные элементы парковой композиции или ансамбля, исправляющих с помощью цветового нюанса пропорции, форму предметов и глубину пространств.

Светоцветовые формы природы в тече­ние суток, сезона находятся в посто­янной динамике, а формы и цвет архитектурных сооружений неизменны, поэтому необходимо учесть все осо­бенности колористических изменений ландшафта. Так, одним из приемов колористического решения ан­самбля может быть размещение светлых по тону зданий и светлой по колеру раститель­ности на высоких отметках рельефа, а темных по тону, небольших по объему и низких сооружений и растительности темных оттенков — на пониженных уча­стках, подчеркнув пластические осо­бенности рельефа, усилив выразитель­ность силуэта.

Архитектурно-пространственная структура сада является важной со­ставляющей частью художественного замысла, т. е. находится во взаимосвя­занной композиционной системе его центров, основных и второстепенных доминант, локальных акцентов и ней­трального фона. Степень сложности этой структуры зависит:

  1. от назначения и функционального зонирования террито­рии;
  2. от рельефа и других особенностей ландшафта;
  3. от размеров участка и других факторов.

Геометричность и живописность ком­позиционных приемов предопределя­ются прежде всего топографией местно­сти, общей ландшафтной характеристи­кой. Геометричные по форме архитек­турно-ландшафтные ансамбли обладают ясностью, быстро постигаемой структу­рой, однако в случае частых и долговре­менных посещений их одними и теми же людьми начинают производить впечатле­ние монотонности.

Средства гармонизации ансамбля в ландшафтном дизайне

Соразмерности частей и цело­го добиваются путем ­художественного (осознанного или ин­туитивного) пропорционирования объ­екта; соответствие между человеком и его предметным окружением обеспечи­вается правильно выбранным масштабом всех составляющих ансамбль элементов, как больших, так и малых; выразитель­ность композиции, возможность ее «прочтения» зависит прежде всего от контрастных и нюансных переходов между этими элементами, ощущение упорядоченного разнообразия достига­ется за счет их ритмической организа­ции. Важным средством гармонизации архитектурно-ландшафтного ансамбля является также исторически сложившийся стиль.

Пропорциональность — это сораз­мерность составных частей ансамбля, гармоническое соотношение между его составными частями. В художественном произведении составляющие его формы пропорционально взаимосвязаны и пред­ставляют собой единую, цельную компо­зицию, обусловленную назначением и тектонической структурой.

Старые мастера архитектуры широко пользовались пространственными отно­шениями, в основу которых были положены простые и иррациональные числа. Особенно широкое применение имело золотое сечение, или, как именовал его Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математиче­ском выражении представляет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. Пропорция золотого сечения нашла применение и в ландшафтной архитектуре. Пропорционирование органично связано с природными особенностями террито­рии и ее ландшафтным зонированием, архитектурно-планировочной структу­рой, функциональным назначением, мас­штабом и приемами художественного убранства.

В современном градостроительстве с использо­ванием типовых проектов и индустриаль­ных деталей, пропорции и модуль которых во многом определяются осо­бенностями заводского производства, не удается в полной мере использовать правило золотого сечения. Очевидно, оно не может быть единственным основопо­лагающим в сложных объемно-пространственных композициях. Модуль и стандарт в принципе не только не препятствуют развитию и при­менению пропорций в современной архитектуре, но, возможно, явятся той органической основой, на которой должна возникнуть новая система пропорций.

Масштабность — важнейшее сред­ство архитектурной композиции, сред­ство достижения художественной выра­зительности садово-парковых ансамб­лей. Масштаб должен рассматриваться не только как специфическое качество архитектурного ансамбля сада и окружающей застройки, но и как результат воздействия определенной оптимальной функционально-планировочной структуры.

У людей складывается устойчивое представление о наиболее типичных размерах тех или иных пространств, сооружений, их элементов, формах, объемно-пространственных построени­ях. Эти представления составляют основу масштабных оценок зрителя, его впечатление о «нормальном» масштабе (например, жители современных больших городов уже привыкли к укруп­ненному масштабу городских про­странств и сооружений).

Впечатление наблюдателя о масштабе пространств и зданий меняется и в зави­симости от характера окружающей среды. Одни и те же поляна, массив зелени, дерево, сооружение, аллея приобретают различную масштабную характеристику в зависимости от того, расположен ли сад или парк в окружении многоэтажной городской застройки или в условиях природного окружения. Для масштабах оценок характерны тенден­ция соотносить однородные объекты, возникновение ассоциативных впечатле­ний. С увеличением размеров сада, сооружения возникают представления о его большей значимости.

Ритм является важным средством композиционного единства архитектур­ных и природных форм, обусловленный в природе закономерностями биофизиче­ских процессов, а в архитектурных решениях — спецификой функциональ­ного назначения, конструкций и матери­ала, особенностями строительного про­изводства. И в природе, и в архитектуре ритм служит «регулятором» простран­ственно-временных и количественных изменений формы.

Наличие каких-то повторяющихся или чередующихся элементов — линий, объ­емов и т. п. (например, в виде дорожек, деревьев, бордюров) — в пейзажной картине есть простейшее проявление пространственного ритма. Примером самого примитивного ритма – повтора – могут служить линейные посадки одно­породных и одновозрастных деревьев, более усложненного – чередование в определенной последовательности де­ревьев, кустарников, скамей, скульптур вдоль аллей, которое улавливается пешеходом в процессе движения, во времени.

Как правило, в живописных пей­зажных построениях ритм менее заме­тен, чем в регулярных.

Задача правильного размещения рит­мических акцентов — одна из важней­ших при архитектурно-ландшафтной организации. При этом надо помнить, что уже три-четыре повторяющихся явления вызыва­ют у человека предположение об их периодичности.

Нюанс и контраст активно использу­ются в архитектурно-ландшафтных ан­самблях на основе гармонической связи природы и архитектуры.

С использованием нюансных отноше­ний можно добиться пластичных перехо­дов от природной среды к сооружению, «растворить» здание, малые архитектур­ные формы в окружающем ландшафте. При этом обеспечиваются малозаметные переходы структуры, пластики, цвета, тона, света, массы природных и архитек­турных элементов.

Контрастные композиции, основанные на выделении и подчеркивании дина­мичных архитектурных форм, строятся на выразительном их противопоставле­нии нейтральным плоскостям лужаек, водных бассейнов, спокойным по силуэту и пластике зеленым массивам и рельефу.

Контраст и нюанс, эти виды отношений, применимы к раз­мерам, формам, фактуре, цвету, осве­щенности всех компонентов парка, а также их ритмическому положению на территории. Если при контрастных отношениях преобладает противополож­ность однородных свойств, то при нюансе эти отличия мало заметны и построены на тонкостях и оттенках. Здесь более выражено сходство, чем различие.

Все многообразие контрастов можно условно свести к двум разновидностям:

  1. противопоставление, которое воспринимается единовременно, т.е. од­ним взглядом;
  2. последователь­ное противопоставление, которое воспри­нимается лишь в движении.

Во втором случае следует иметь в виду как различия между отдельными зонами, так и само чередование зрительных эффек­тов вдоль определенного маршрута. При этом каждый последующий контраст должен быть как-то подготовлен преды­дущими впечатлениями, введением не­коей паузы, так как слишком частые контрастные противопоставления вза­имно ослабляют друг друга, могут привести к сенсорному утомлению и раздробить, измельчить общее впе­чатление. Мастерами садового искусства давно уже замечено, что контраст лучше строить на противопоставлении не всех признаков, а лишь одного-двух, с выявле­нием каких-то связующих элементов, объединяющих противопоставляемые предметы и явления.

Читайте также:  Уход за смородиной

Тождество — полное сходство со­измеримых признаков, линейных разме­ров — служит выражением внутреннего равновесия и статичности. Торжествен­ное чередование компонентов парка (например, скульптур, фонтанов, деревь­ев вдоль аллеи) устанавливает их метрическую закономерность в про­странственной композиции.

Как пурпурные и светлолистные растения влияют на восприятие пространства в Вашем саду

Мне нравятся пестролистные растения, поэтому на участке в разных местах (где было свободно на момент приобретения) посажены хосты, гейхеры, спиреи и др. Весной собираюсь разделить разросшиеся экземпляры и рассадить их

Мне нравятся пестролистные растения, поэтому на участке в разных местах (где было свободно на момент приобретения) посажены хосты, гейхеры, спиреи и др. Весной собираюсь разделить разросшиеся экземпляры и рассадить их. Посаженные рядом друг с другом они как-то теряются, возникает ощущение дисгармонии. Как правильно подобрать место для посадки пестролистных растений, чтобы глаз радовался.

В настоящее время выбор пестролистных растений велик. Конечно, пурпурные и серебристые, желто- и белоокаймленные, с полосками и крапинками, двух- и трехцветными листьями растения приковывают взгляды, но главным цветом в композиции, да и на всем участке, должен быть зеленый. Если поставлена цель создать по-настоящему гармоничные посадки, то с пестролистными растениями нужно обходится осторожно. Они должны быть яркими декоративными пятнами на зеленом фоне. Такие растения желательно высаживать группами, состоящими из одного вида.

Растения одного вида (хосты) в композиции

Цвет и свет

Взаимодействие света и цвета — явление сложное, неоднозначное. К примеру, красные тона, как впрочем и все теплые, воспринимаются «постоянно горящими светофорами». Но с наступлением сумерек они «потухают», проваливаются в темноту. А белоокаймленные, серебристые и белопестрые растения в это время наоборот, становятся хорошо заметны. Однако в светлое время суток при солнечной погоде они выглядят малоинтересно, зато пурпурные предстают во всей красе.

Пурпурные растения (гейхеры) интересно смотрятся при дневном свете

Композицию следует подбирать в зависимости от того, сколько времени она будет на виду. Если семья или друзья часто собираются в саду по вечерам, то в группу растений, доступных взгляду с места посиделок, желательно включить серебристые или белопестрые виды.

Золотой серединой, хорошо видной и в сумерках и при солнечном свете, являются желтолистные растения. Из хост к этой группе относятся Август Мун (высотой до 65 см, размером листьев 20х23 см), Бичвуд Паркис Голд (высотой до 45 см, размером листьев 12х15 см), Ванилла Крим (высотой до 25 см, размером листьев 6х7 см), Голд Дроп (высотой до 15 см, размером листьев 5х7 см), Голден Фанфар (высотой до 45 см, размером листьев 12х15 см) и др.

Заслуживают внимания спирея японская Голден Принцесс (с лимонно-желтыми листьями), бузина канадская Ауреа (с зеленовато-желтой листвой), барбарисы Тунберга Бонанза Голд (с золотисто-желтой листвой высотой около 0,5 м), Тини Голд (карликовый кустарник со светло-желтыми листьями шаровидной формы ) и др.

Спирея японская Голден Принцесс

Цвет листвы растений и восприятие размеров участка

Растения с необычной окраской листьев визуально изменяют размер участка. Желтолистные как будто приподнимают, расширяют пространство, а пурпурные уменьшают. В подтверждение этого можно провести простой эксперимент со скатертями на столе. Если постелить желтую, то стол будут казаться выше и шире, а если бордовую, то ниже и уже.

Посадив по периметру участка светлолистные растения, вы визуально увеличите площадь. Этого же эффекта добьетесь, если разместите пурпурнолистные формы на переднем плане, особенно если за ними будут высажены растения с голубыми, синими, фиолетовыми цветками.

Пурпурные гейхеры на переднем плане в сочетании с растениями с синими цветками

Светлолистными можно подсветить теневые участки

С помощью некоторых светлолистных растений можно оживить затененные участки. Даже при пасмурной погоде в этих местах они выглядят так, будто на них попали солнечные лучи. В литературе часто пишут, что пестролистные растения теряют свой окрас в тени. Это не совсем так, к примеру, листва хосты белоокаймленной и дерена белого в затенении воспринимается еще белее, чем на открытом участке. А у желтолистных растений листва становится слегка салатовой, более приятной для глаз.

Светлолистные растения «подсвечивают» теневые участки

Контрастов не должно быть много

Контрастная окраска листьев в композиции — это броско и выигрышно. Но сажать рядом много пестролистных не стоит. Почему-то в последнее время все чаще можно увидеть пурпурные растения рядом с золотистыми. Такая группа со временем станет вызывать ощущение усталости. Лучше их рассадить по разным участкам, где каждому из них будет отведена лидирующая роль. Контрасты не должны быть навязчивыми, все хорошо в меру.

Композиция с дереном белым в тени

Надеемся, что вы правильно подберете места любимым пестролистным растениям, и каждая созданная композиция будет радовать глаз не один год. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

10 лучших растений с пурпурной, красной и бронзовой листвой

Распечатать статью Темная листва приносит в композицию глубину и контраст. Особенно эффектны насыщенные оттенки пурпурного и красного цветов, мерцающие на бледном фоне, подобно драгоценным камням. Хотя обилие темной листвы может создать мрачную и унылую атмосферу. При умеренном использовании совместно с другими, более светлыми и оживляющими тонами, листва этих оттенков придаёт удивительное ощущение глубины и цвета. Более светлые оттенки красного и пурпурного, а также землисто-коричневый и бронзовый могут использоваться более свободно для получения едва уловимых акцентов.

ОТТЕНКИ ПУРПУРНОГО ЦВЕТА

Насыщенные оттенки пурпурного цвета выглядят очень выразительно и эффектно. Особенно это относится к растениям с крупными листьями. Кустарники с листвой меньших размеров, например разновидности клена дланевидного, скумпии кожевенной и бузины с пурпурной листвой, привлекают к себе внимание в меньшей степени и легче находят место в саду. Это справедливо и для таких небольших растений, как гейхеры.

Существенно проще использовать более светлые оттенки пурпурного и красного цветов в сочетании с отливом приглушенного тона или применительно к молодому приросту, который позднее приобретает зеленое окрашивание. Не столь заметные, как темные оттенки, они все же выдвигаются на передний план по сравнению со своими скромными соседями. Нижняя сторона листьев маленькой камнеломки Форчуна имеет красное окрашивание, а катальпа гибридная отличается густо – пурпурной листвой, которая с возрастом становится зелёной. Фенхель обыкновенный и пеннисетум щитинковидный необычайно ажурны и легки, а кипарисовик туевидный представляет собой пушистое хвойное растение с периодически появляющимся красноватым отливом.

Избегайте массивных посадок растений с плотной густо – пурпурной листвой, поскольку они слишком темные и как бы поглощают свет. Примерами могут служить клен остролистный и лещина большая.

ЗЕМЛИСТЫЕ ЦВЕТА

Землисто – коричневый и бронзовый цвета часто упускают из виду или игнорируют за их мнимую малую выразительность, хотя на подходящем фоне они выглядят достаточно привлекательно. Особенно эффектны злаковые травы: осока Буханана и унция обыкновенная, которые сохраняют декоративность круглый год, приобретая особое очарование зимой на фоне контрастной листвы.

Размер листьев и растений:
Пурпурный и красный цвета в сочетании с архитектурной формой или рельефными листьями делают растения настоящими примадоннами сада, которые должны располагаться рядом с домом или занимать особые места в композициях. К таким растениям можно отнести формиумы и кордилины с копьевидными листьями, среди которых имеются темные разновидности, бегонию и клещевину обыкновенную с ее крупными глубоко рассеченными листьями и пурпурными стеблями.

Лучшие сочетания:

  1. Густо-пурпурная листва и цветки аналогичного, но более светлого оттенка, подсвеченные розовыми цветками и серебристой листвой.
  2. Темно-пурпурная листва с чисто красными цветками.
  3. Густо-пурпурные листья с белыми цветками и свежей зелёной листвой.
  4. Ярко-красная или красноватая листва с темно – синими цветками и серой или серебристой листвой.
  5. Красная листва с желтовато-зелёной окраской.
  6. Бронзовая листва и желтые цветки.

10 лучших растений с пурпурной, красной и бронзовой листвой

1. Клён японский . Элегантный крупный кустарник или небольшое деревце; зелёные дольчатые листья осенью приобретают пламенеющий ярко-красный окрас.

2. Бегония. На зиму бегонию заносят в помещение, а летом это роскошное растение с бархатистыми цветками становится центром экзотической контейнерной композиции.

3. Мангольд. Овощная культура, которую очень часто используют для декоративных целей. Удаление молодых листьев (для употребления в пищу) стимулирует новый прирост. Толстые стебли и жилки темно-зелёных листьев ярко-алой окраски.

4. Скумпия кожевенная . В конце лета на этом кустарнике появляются небольшие пуховки из ажурных цветков, окутывающие растение дымкой, а его хрупкие листочки приобретают красноватый и пурпурный оттенки.

5. Молочай сладкий . Не слишком высокое растение. Образует настоящие заросли из пурпурных стеблей, густо усеянных листьями, яркая окраска которых становится ещё более эффектной к осени.

6. Фенхель обыкновенный. Преобладает бронзовая окраска , хотя его высокие стебли и перистые листья несут на себе оттенки зеленого, кремового, пурпурного и розовато – лилового. В целом создается ощущение дымки, особенно великолепной на контрастном сплошном фоне или в сочетании с крупными цветками, например розами, словно в букете. Нежная окраска фенхеля сочетается с практически любыми оттенками, дополняя их.

7. Гейхера . Некоторые сорта этого неприхотливого многолетника имеют пурпурную листву, другие – небольшой пурпурный отлив с верхней стороны и насыщенный алый с нижней. Гейхера в саду пусть и не занимает большого пространства, но в рамках одного миксбордера будет смотреться по истине эффектно.

8. Формиум. Формиум образует целый фонтан из изогнутых дугами листьев, представляющих собой нечто среднее между экзотическим злаком и верхушкой пальмы. Существует множество разновидностей с листвой бронзового, красного и пурпурного оттенков, зачастую с продольными полосами.

9. Пузыреплодник калинолистный . Отдельные сорта представляют собой полностью темно-пурпурное растение, которое может показаться излишне угрюмым, но в смешанной посадке это впечатление пропадает. Однако, например, “Red Baron” и “Lady in red” безусловно разнообразят пейзаж сочно-красными оттенками.

10. Бузина черная . Каждый узкий листочек сложного листа бузины будто окрашен соком собственных ягод и смотрятся они особенно декоративно во время ее цветения. А в конце лета появляются и многочисленные ягоды, пурпурно-черные, собранные в кисти. Бузина черная, купить которую вы можете на нашем сайте, это самый привлекательный кустарник, который без стрижки вскоре превращается в небольшое деревце.

Восприятие цвета и пространства

В прошлый раз мы рассматривали температурные характеристики цвета. Цвет и объем также связаны похожим образом. Это проверено практикой живописи, при работе с интерьером и гардеробом. Отступающие и выступающие цвета способны визуально искажать трехмерное пространство или делать плоскость объемной, рельефной. Использование приближающих и удаляющих цветов помогает, когда нужно зрительно улучшить пропорции фигуры или помещения.

Выступающие цвета воспринимаются ближе, отступающие дальше своего настоящего положения. Это явление называется хроматическая стереоскопия.

Легче всего понять этот эффект на собственном восприятии. Для опыта понадобится спокойная обстановка, немного времени и желания отвлечься от повседневных дел.

Смотрите на фигуры снизу и представляйте их объемными. Одни из них будут казаться вогнутыми внутрь, другие выгнутыми наружу. Запомните ощущения и форму цветных фигур.

Если долго фиксировать взгляд на одной фигуре, она может казаться попеременно то вогнутой, то выпуклой. В каком состоянии она задерживается дольше? Попробуйте также смотреть на фигуры в обратном порядке. Не изменилось ли восприятие некоторых цветов? Например, если смотреть на розовую фигуру после красной, то она кажется вогнутой, если с другой стороны, то выгнутой. Можно продолжить эксперимент дальше: сначала закрывать либо отводить в сторону глаза, а потом выхватывать взглядом отдельные фигуры. Кто-то наверняка заметил, что здесь действуют те же принципы относительности, как и при определении температуры цвета. И хотя пространственные свойства цвета субъективны и порой трудно уловимы, для восприятия большинства людей характерны следующие особенности:

Фигуры теплых цветов: желтого, оранжевого и красного кажутся выступающими. Если они иногда кажутся отступающими, то реже и недолго.

Фигуры холодных цветов: голубого, синего и фиолетового выглядят отступающими.

Зеленая и розовая фигура часто меняют свойства и воспринимаются попеременно, то отступающими, то выступающими. Если фиксировать на них взгляд долго, то внимание будет перескакивать чаще, чем на других фигурах. Если смотреть на них после выступающих, то они будут казаться отступающими, и наоборот. То есть, их пространственные свойства зависят от окружения, неоднозначны и относительны.

Итак, пространственные свойства тонов с одинаковыми параметрами светлоты и насыщенности зависят от теплоты. Теплые выступают, холодные отступают. Нейтральные по температуре цвета занимают настоящее положение в пространстве. Расположение цветовых тонов легко представить, мысленно повернув цветовой круг оранжевым цветом к себе.

Эти правила действительны для чистых оттенков. С добавлением ахроматических цветов свойства меняются.

Рассмотрим для начала ахроматические цвета отдельно.

Проделав опыт с восприятием, можно сделать следующие выводы. На пространственные свойства влияет разница светлот и контраст цветовых пятен объекта. При большом контрасте меньшее цветовое пятно становится броским и выделяется как фигура, а большее воспринимается как фон. Броские и контрастные цвета выдаются вперед и выступают. Поэтому белый и черный смотрятся выступающими. При небольшом и среднем контрасте серые цвета удаляются.

Со знанием этих принципов становится просто понять пространственное положение сложных и смешанных цветов. К свойствам чистых хроматических цветов примешивается и прибавляется характер ахроматических. Серый отступает, значит, уменьшение насыщенности отдаляет цвет. Насыщенность и чистота наоборот приближают цвет. Какие оттенки воспринимаются ближе – светлые или темные, однозначных мнений нет, это зависит скорее от последовательности восприятия или индивидуальных ассоциаций.

светлота влияет на пространственные свойства меньше, чем насыщенность и контраст

насыщенность и контраст приближают больше, чем теплота цвета

Таким образом, на визуальное расположение цвета в пространстве влияют все три параметра: тон, насыщенность и светлота. Одни параметры влияют больше, другие меньше, с опытом и наблюдениями приходит понимание, как они взаимодействуют. Запомнить выступающие или отступающие цвета просто, если представить трехмерную модель в виде цветового шара. Насыщенные, белый и черные цвета располагаются снаружи и выступают, а серые и разбавленные находятся внутри и отступают.

До этого мы рассматривали цвета изолированно и абстрактно. Но когда цвет используется на практике, например, в интерьере или гардеробе, цвет нельзя отделить от материала и рассматривать обособленно. Хотя самое первое, мгновенное впечатление производит цвет, далее подключаются и влияют на реакцию такие параметры, как броскость, форма цветового пятна, свойства поверхности, фактурность. Из двух поверхностей одинакового цвета та, что с выраженной или крупной фактурой, будет казаться ближе. Цветовые сочетания тоже влияют на пространственное восприятие. Броские и контрастные приближают, добавляют визуального объема. Размытые и нюансные сочетания выглядят дальше. Изучение фактуры и формы выходит за рамки цветоведения. Но надо учитывать, что все перечисленные свойства влияют на восприятие сильнее, чем сам цвет.

Читайте также:  7 закусок из сыра на новогодний стол 2020

Возьмем, к примеру, две поверхности, одинаковых по светлоте и фактуре. Голубой кажется дальше розового (1). Что происходит, если голубой поверхности придать фактурность? Мелкофактурная поверхность воспринимается на одной плоскости с розовой или ближе (2). С добавлением фигур она становится ближе, чем розовая (3), с крупной текстурой и сильным контрастом выступает еще сильней (4). Если же сделать поверхность размытой и нюансной, она будет казаться дальше, чем поверхность такого же цвета с ровной заливкой (5).

Контрастность и форма более значима в пространственных иллюзиях, цвет играет лишь второстепенную роль. Это хорошо видно на примере с тремя образцами обоев: размытый неконтрастный рисунок воспринимается дальше рисунка с четкими контурами, крупные формы контрастных насыщенных цветов сильно приближают.

Если на небольших по площади примерах кажется, что разница в восприятии невелика, то при работе с большими площадями случаются неприятные сюрпризы. Например, вам досталось помещение с узким коридором или маленьким метровым санузлом, покрашенные по-советски незатейливо голубой или зеленой краской. Вы решили, что текстурные обои теплых цветов будут выглядеть лучше и не так тоскливо, но после ремонта произошел непредвиденный эффект: маленькое помещение вдруг стало казаться еще теснее, возникло ощущение давящих стен и духоты.

Итак, подведем итоги. Как влияют на восприятие цвета в пространстве разные параметры?

Выступающие поверхности: теплые, насыщенные, броские, фактурные, матовые, с крупными формами, контрастными сочетаними и резкими границами.

Отступающие поверхности: холодные, разбавленные серым, глянцевые, с нюансными сочетаниями и размытыми границами.

Все эти факторы влияют друг на друга, нейтрализуют или умножают пространственные свойства. При умелом подборе они делают цветовое пространство объемным и трехмерным, зрительно улучшают форму, делают композицию целостной и гармоничной.

Восприятие цветов как выступающих и отступающих легко объяснить ассоциациями с природными пейзажами. Для дальних планов характерны голубоватый и серый оттенок, размытость и нюанс. Для ближних планов — насыщенные цвета, крупные текстуры и формы.

Цвет и объем.

Цвет способен не только зрительно удалять или приближать объекты, но и визуально искажать объем. Это свойство давно известно и часто используется в гардеробе. Считается, что белый увеличивает объем предметов за счет отражения лучей, белая поверхность испускает больше света, за счет чего кажется больше. Черный наоборот уменьшает объем, делает объект изящней и стройней, при этом подчеркивает контур. Соответственно, светлые поверхности расширяют, а темные сужают.

Насыщенные и теплые цвета зрительно увеличивают объем, а приглушенные, серые и холодные оттенки визуально уменьшают фигуру.

Цветовые явления, связанные с пространственными соотношениями

При частом переходе взора от очень светлого к темному цвету и обратно возникает вынужденная постоянная адаптация глаза. Это утомляет зрение и, как следствие, может вызвать головные боли, нервозность, снижение внимания.

Вывод: для того, чтобы константность сохранялась, необходимо наличие в поле зрения многих объектов с различными спектральными коэффициентами отражения и по возможности источник излучения с непрерывным спектром.

Наша зрительная система успешно учитывает изменения спектрального состава освещения и в то же время сохраняет постоянными воспринимаемые цвета предметов в зрительной сцене.

Зрение обладает еще одним очень важным биологическим свойством – адаптациейк различным режимам работы.

Адаптация глаза – это приспособление его к условиям освещения и со-ответствующее изменение чувствительности глаза. Благодаря этому зрительная система человека работает в широком диапазоне яркостей: 10 -6 – 10 6 кд/м 2 . Диапазон воспринимаемых яркостей начинается от минимально воспринимаемого светового потока, вызывающего световое ощущение, до максимально слепящей яркости 10 6 кд/м 2 (болевой порог).

При изменении уровня яркости поля зрения автоматически включается целый ряд механизмов, что и обеспечивает адаптационную перестройку зрения. Адаптация обеспечивается тремя явлениями:

  • изменением диаметра отверстия зрачка;
  • перемещением темнового пигмента в слоях сетчатки;
  • различной реакцией палочек и колбочек.

Адаптацию следует рассматривать как развитие процесса перехода от одного уровня яркости к другому во времени. Способность нашего глаза к адаптации дает возможность хорошо различать предметы, несмотря на различные условия освещения.

Различают три типа адаптации: темновую, световую и цветовую.

Темновая адаптация – происходит при переходе от больших яркостей к малым. После яркого солнечного света в темном помещении сначала ничего не видно, но постепенно, спустя несколько минут, начинают различать предметы. Если в глаз первоначально попал яркий свет, то палочки были ослеплены, родопсин выцвел, черный пигмент проник в сетчатку, заслоняя колбочки от света. Если внезапно яркость света значительно уменьшится, то вначале расширится зрачок. Затем из сетчатки начнет уходить черный пигмент, родопсин будет восстанавливаться, и когда его наберется достаточно, начнут функционировать палочки. Так как колбочки не чувствительны к слабым яркостям, то глаз не будет ничего различать, пока не начнет действовать новый механизм зрения. В помещении не становится светлее, однако чувствительность сетчатой оболочки к свету повысилась. Глаз адаптировался к слабому освещению. По некоторым данным чувствительность глаза достигает максимального значения примерно через час пребывания в темноте. По другим, обнаружили значительное повышение чувствительности сетчатки к свету по истечении четырех часов адаптации по сравнению с той, что была после часа адаптации. .

Световая адаптация – это процесс приспособления глаза при переходе от малых яркостей к большим. Если из темного помещения выйти на дневной свет, то в первый момент свет ослепляет глаза. Глаза щурятся и человек смотрит через узкую щелочку. Лишь спустя несколько минут глаз привыкает к дневному свету. С одной стороны, это достигается благодаря зрачку, который при сильном свете сужается, а при слабом освещении – расширяется. Но главным образом это обеспечивается изменением чувствительности сетчатой оболочки, которая при сильном световом раздражении понижается, а при слабом возрастает. Вначале чрезвычайно сильно происходит раздражение палочек благодаря быстрому разложению родопсина, они “ослеплены”; и даже колбочки, не защищенные еще зернами черного пигмента, раздражены слишком сильно. Только по истечении достаточного времени приспособление глаза к новым условиям заканчивается, прекращается чувство ослепления и глаз приходит в нормальное состояние. Световая адаптация продолжается 8-10 минут.

При темновой или световой адаптации глаз никогда не достигает полной способности зрительного восприятия. Поэтому на рабочем месте, особенно при работе с цветом, следует избегать резких световых контрастов и тем самым исключать необходимость переадаптации глаза, поскольку она снижает остроту зрения.

Глаз всегда фиксирует наиболее светлые пятна. Если в поле зрения человека находится сильный источник света или ослепительно яркая плоскость, то они оказывают наиболее сильное действие на чувствительность сетчатой оболочки глаза. Поэтому, когда мы смотрим на светлое окно, окружающая его поверхность стены кажется нам темной и расплывчатой. Если же исключить действие падающего из окна света на глаз, то та же поверхность видится нами более светлой и четкой.

Цветовая адаптация. У разных людей имеется неодинаковая чувствительность глаз к каждому из трех цветов. При длительном действии какого-либо цвета на глаз чувствительность сетчатки к этому цвету снижается, и он как бы тускнеет. Цветовая адаптация – явление более слабое, чем световая адаптация, и протекает в более короткий промежуток времени. Наибольшее время адаптации наблюдается для красного и фиолетового цветов, наименьшее – для желтого и зеленого. Если человеку, например, длительное время приходится работать с красными тканями, то он через некоторое время теряет способность различать тонкие нюансы оттенков этого цвета. Опытным продавцам этот факт известен, и они кладут рядом с красными тканями зеленые или синие, для того чтобы восстанавливать правильное ощущение цветности.

Цветовая память. Цветовая память (в литературе её ещё называют наглядно-образной памятью). Мы фиксируем в нашей памяти цветовые характеристики, присущие предметам и неоднократно наблюдавшиеся нами в связи с данными предметами. Глаз фиксирует происходящее и «картинка» отправляется в задние доли мозга. Таким образом, формируется цветовая память. Цветовая память даёт возможность запоминать лица, цвет предметов, картины происходящего (как в кино).

От состояния цветовой памяти и качества её использования зависят качество предметов, которые нас окружают, состояние бизнеса и многие аналогичные моменты.

Визуальное восприятие объекта возможно только при наличии контраста (различий) между объектом и фоном. Существуют различные виды контрастов и разные его определения. «Контраст оптический» – «различимость предмета наблюдения от окружающего его фона». Благодаря контрасту усиливается различие между соседними или следующими друг за другом ощущениями. Степень контрастных изменений для различных цветовых сочетаний различна и зависит от ряда условий: от цветового тона объекта и фона, от соотношения светлоты и насыщенности, от соотношения площадей объекта и фона и т.п. В практической работе следует знать и учитывать влияние цвета на восприятие цветного объекта на цветном фоне.

Контраст – восприятие качественного или количественного различия двух частей поля зрения, видимых одновременно или последовательно [40]. При восприятии цветного изображения существенную роль играет цветовой контраст – различие в восприятии одного цвета перед другим. Цветовой контраст зависит от условий наблюдения, изменения которых могут вызвать усиление или ослабление восприятия данного цвета. Речь идет о двух основных видах контраста – одновременном и последовательном. В литературе можно встретить термин «симультанный» контраст. Это неудачная калька термина «simultaneous» (одновременный), введенного М.-Э. Шёврелем.

Явление одновременного контраста: пространственные отношения между объектами, находящимися в поле зрения, могут влиять на восприятие их цвета и его составляющих: цветового тона, насыщенности и светлоты. Одновременный цветовой контраст проявляется в том, что восприятие данного цвета может изменяться (по яркости, цветовому тону и насыщенности) при изменении соседствующего с ним цвета (фона). На рис. 14 представлены примеры одновременного контраста, первый – контраст по светлоте, второй – по цветовому тону, третий – по насыщенности.

Рис. 14 Одновременный контраст по светлоте, цветовому тону и насыщенности

В каком же направлении изменяются цвета под влиянием этого вида контраста? В области ахроматических цветов вопрос решается просто. Цвета изменяются в сторону наибольшего удаления друг от друга: на темном фоне поле кажется светлее, на светлом фоне – темнее. Применительно же к собственно цветовому контрасту точный ответ оказывается более трудным. Общее правило – цвет поля сдвигается в сторону цвета, наиболее отличного от цвета фона. Если принять, что такими взаимно наиболее отличными цветами являются цвета дополнительные, то можно сказать что под влиянием цветового контраста цвета изменяются в сторону цвета, дополнительного к цвету фона.Связано это с тем, что участок сетчатки под непрерывным воздействием какого-либо цвета в силу утомления теряет чувствительность к последнему и одновременно становится особо чувствительным к дополнительным цветам. Из-за вызываемого ими быстрого цветового утомления сетчатки насыщенные цвета воспринимаются та­кими весьма кратковременно, затем быстро теря­ют насыщенность и как бы ахроматизируются.

Когда предметы или цветные области наблюдаются рядом друг с другом, они воспринимаются более различающимися по цвету, чем когда они рассматриваются изолированно друг от друга. В этом случае контраст по цвету приводит к увеличению воспринимаемого цветового различия на границе объектов. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется на границе раздела двух цветных полей. Это явление называется краевым контрастом (рис. 15).

Рис. 15 Краевой контраст

Это свойство зрения используют в стандартах на визуальное сравнение цвета, где вводится требование помещать сравниваемые цвета рядом или накладывать друг на друга. Когда различия в цветности между соседними стимулами достаточно велики, изменения в цвете также становятся большими. Посредством этого зрительная система действует так, чтобы усилить нашу способность обнаружить различие между ними.

На ярко-красном фоне небольшое пятно серого цвета будет выглядеть слегка зеленоватым, на зеленом – розовым, на синем – желтоватым, на желтом – синеватым. Явление одновременного контраста проявляется тем сильнее, чем выше насыщенность цвета фона и чем ближе светлота этого фона к светлоте объекта.

Цвет фона и цвет образца в зависимости от соотношения их площадей взаимодействуют по-разному: для объекта желтого цвета контрастное влияние площади фона сохраняется при соотношении размер объекта/размер фона 1/64, 1/32, 1/16, 1/8, 1/4, 1/2 для красного – значительно при первых трех соотношениях и незначительно при других, для синего и зеленого контрастное действие отмечалось только в первых трех случаях.

Имеется одно исключение. Когда хроматический объект малого углового размера (

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8854 – | 7662 – или читать все.

Как пурпурные и светлолистные растения влияют на восприятие пространства

Практически единственным источником энергии для всех живых организмов является энергия солнца. Напрямую преобразовать солнечную энергию может только одна группа организмов – зеленые растения и фотосинтезирующие организмы. Речь идет об уникальном природном явлении – фотосинтезе. Все остальные организмы поглощают энергию солнца, преобразованную зелеными растениями в энергию органических веществ – сахаров. Главный орган растений, участвующий в фотосинтезе – лист. Поэтому изучение листьев растений – очень актуальная тема. Растения сами используют для себя произведённые вещества, как источник питания. Казалось бы – чем больше лист, тем лучше, так как больше вырабатывается «пищи». Но у огромного большинства наших северных растений лесов и лугов листья некрупные и даже мелкие. Так отчего же зависит форма листа? Мы предположили гипотезу – форма зависит от условий окружающей среды – освещённости, температуры, увлажнения.

Этот вопрос определил цель нашего исследования – выяснить зависимость между условиями окружающей среды и формой листовых пластинок растений луга и леса

Задачи:

Рассмотреть особенности внутреннего, внешнего строения листа, как главного органа растений, его функции;

Определить, в чём проявляется влияние условий окружающей среды на форму листовой пластинки;

Собрать образцы светолюбивых растений луга и тенелюбивых растений леса;

Провести исследование – сравнить размеры, формы листовых пластинок светолюбивых и тенелюбивых растений

Объект исследования: зелёные растения

Предмет исследования: листовые пластинки растений нашей местности.

Глава 1. Лист – важнейший орган растений

1.1. Внешнее строение листа

Внешнее строение листа. Лист всегда занимает боковое положение в побеге, располагаясь в узлах стебля. У преобладающего числа высших растений лист имеет плоскую форму.

Читайте также:  Лучший снегоуборщик: как выбрать бензиновую и электрическую технику для дачи

У листа различают листовую пластинку, черешок, прилистники и основание, которым он прикрепляется к стеблю. Есть растения, у которых черешок и прилистники отсутствуют. У многих растений листья простые — они имеют только одну листовую пластинку (рисунок 1) .

Рис. 1. Внешнее строение листа: 1 — листовая пластинка; 2 — жилки; 3 — черешок; 4 — прилистники; 5 — основание листа

Есть растения, у которых лист имеет несколько листовых пластинок. Такие листья называют сложными (рисунок 2).

Рис. 2. Разнообразие листьев. Простые листья: 1 — сирень; 2 — яблоня; 3 — клен; 5 — одуванчик. Сложные листья: 4 — клевер; 6 — шиповник; 7 — малина; 8 — земляника; 9 – люпин

При изучении внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений четко выражены жилки. Они представлены пучками проводящей и механической ткани. По жилкам в лист поступают вода и минеральные соли и отводятся органические вещества, образовавшиеся в листе. У одних растений жилки примерно одинаковые по величине и лежат дугообразно или параллельно друг другу. У других они представлены перисто-разветвленной сетью мелких жилок, сходящихся в одну крупную центральную жилку в середине листа. Перистое и пальчатое жилкование характерно для листьев двудольных растений, а параллельное и дуговое — для листьев многих однодольных растений (см. приложение 1, с).

Размеры листьев у растений разные. Так, у пальмы, монстеры, кувшинки белой и кубышки желтой листья очень большие: их длина вместе с черешком достигает 150-200 см, у некоторых пальм — даже 5-12 м. А вот у вереска и иглицы они совсем мелкие, длиной всего 2-3 мм.[1].

1.2. Внутренне строение листа

Снаружи лист покрыт кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающих друг к другу. Кожица защищает внутренние ткани листа. Стенки ее клеток прозрачны, что позволяет свету легко проникать внутрь листа.

На нижней поверхности листа, среди прозрачных клеток кожицы, находятся очень мелкие парные зеленые клетки, между которыми есть щель. Пару замыкающих клеток и устьичную щель между ними называют устьицем. При недостаточном водоснабжении растения устьица закрыты. С поступлением воды в растение они открываются (рисунок 3).

Рис. 3. Участие устьиц в газообмене и испарении влаги

Устьица встречаются в кожице всех наземных растений. Их количество у растений огромно — от 80 до 300 штук и больше на 1 мм² поверхности листа. Например, у клена на 1 мм² поверхности листа приходится 550 устьиц, а у кубышки желтой — 650.

Ткани листа. Внутри листа имеется очень много клеток хлорофильной ткани — мякоть листа. Из-за большого количества хлоропластов в клетках мякоти лист имеет зеленый цвет. Присутствие большого числа зеленых хлоропластов в мякоти листа свидетельствует о том, что в этой части осуществляется фотосинтез, т. е. здесь образуются органические вещества.

В мякоти листьев различают два типа клеток. По внешнему виду клеток и их расположению в мякоти листа различают столбчатую и губчатую ткани. Клетки столбчатой ткани содержат большую часть (примерно ¾) всех хлоропластов листа. Они лучше освещены, в них на свету образуется больше всего органических веществ. Через рыхлую губчатую ткань происходит газообмен и испарение воды (рис. 4).

Строение мякоти листа по-разному представлено у листьев, развивающихся в различных условиях освещения. У растений, выросших в условиях яркого освещения, листья обычно имеют два или три слоя столбчатой ткани — их называют световыми. У растений, выросших при недостатке света, в тени, столбчатые клетки образуют только один тонкий слой в верхней части листа — их называют теневыми.

Рис. 4. Схема внутреннего строения листа

У большинства растений устьица располагаются преимущественно на нижней стороне листа, но у некоторых (например, у эвкалипта, капусты) они находятся на обеих сторонах листа. У растений с плавающими на воде листьями (кубышка, кувшинка) устьица сформировались только на верхней стороне листа, обращенной к воздушной среде [1].

1.3. Функции листа

Образование органических веществ. Зеленый лист выполняет важную функцию в жизни растения — здесь образуются органические вещества. Строение листа хорошо соответствует этой функции: он имеет плоскую листовую пластину, а в мякоти листа содержится огромное количество хлоропластов с зеленым хлорофиллом.

Образование органических веществ в процессе фотосинтеза – одна из основных функций листа.

Испарение воды — еще одна важная функция листа. Испарение обеспечивает взаимосвязь корней и листьев растения.

Процесс испарения воды листьями у растения регулируется открыванием и закрыванием устьиц. Закрывая устьица, растение защищает себя от потери воды.

Из внешних факторов на работу устьиц влияет сухость воздуха, условия водоснабжения, яркость света и температура. Так, во время засухи у большинства растений устьица закрыты. Многие растения открывают устьица лишь вечером и ночью, когда спадает жара. Но у большинства деревьев, теневыносливых растений, многих злаков максимальное испарение воды происходит в дневное время.

Газообмен. Листья благодаря работе устьиц осуществляют и такую важную функцию, как газообмен между растением и атмосферой. Через устьица в лист с атмосферным воздухом поступают кислород и углекислый газ.

Листопад. В процессе жизнедеятельности листья к концу вегетационного периода стареют, питательные вещества из них оттекают, хлорофилл начинает разрушаться, листья окрашиваются в желтый или красноватый цвет, а в тканях листа скапливаются отработанные ненужные вещества. Состарившиеся листья удаляются благодаря листопаду. Это выработанное в процессе эволюции приспособление обеспечивает не только удаление ненужных растению веществ, но и сокращение поверхности надземных органов в неблагоприятный период года.

У некоторых растений листья приобрели и другие функции. Многие растения размножаются листьями (вегетативное размножение). Некоторые растения в листьях откладывают запасные питательные вещества, например очиток, молодило, алоэ, кочанная капуста, лук.

У гороха посевного и мышиного горошка наряду с обычными листьями имеются листья в виде усиков. С их помощью непрямостоячие побеги этих растений, цепляясь за опору, поднимаются выше и выносятся к свету.

У барбариса, караганы, верблюжьей колючки некоторые листья стали колючками, которые защищают побеги от животных. У кактусов листья видоизменились в острые иглы.

В природе есть немало растений, которые способны с помощью листьев улавливать насекомых и их переваривать. Обычно такие насекомоядные растения произрастают на почвах, бедных минеральными веществами, особенно с недостаточным содержанием азота, фосфора, калия и серы. Из тел насекомых эти растения получают необходимые им неорганические вещества.

В озерах на территории России часто встречается растение пузырчатка, плавающая у поверхности воды. Среди ее нитевидных зеленых листьев некоторые имеют форму ловчих пузырьков (диаметром 2-5 мм) с крышечкой. Попавшие в них мелкие животные, например дафнии, перевариваются и всасываются растением. Так растение компенсирует дефицит минеральных веществ (особенно соединений азота), которых недостаточно в воде озера [1].

Глава 2. Влияние условий окружающей среды на форму листовой пластинки растений

2.1. Влияние климатических характеристик на размерлиста

Считается, что современное распределение растений на Земле определяется климатом, и поэтому зоны растительности почти всегда соответствуют климатическим зонам. Климат и почвы прежде всего влияют на внешние характеристики видов растительности, что обусловливает внешнее подобие растений из областей со сходными экологическими условиями. Листья, как фотосинтетические органы растения оптимально приспособлены к климатическим условиям.

Форма листовой пластинки отражает особенности окружающей среды.

Подтверждением этого предположения послужили результаты исследований ученых из университетов Тюбингена (Германия) и Лиона (Франция), которые изучали зависимость формы листовой пластинки деревьев Европы от климатических факторов.[3] Ученые ограничились изучением древесной растительности. Материал был собран на территории Европы, данные были получены на 1835 участках. На каждом участке виды деревьев группировались по 25 показателям.

Результат: форма листа в основном зависит от температур (среднегодовой, суммарной, минимальной, продолжительности промерзания почвы), причем в большей степени от минимальных, чем от максимальных – наиболее тесная взаимосвязь наблюдается между минимальной температурой и наличием у листьев острого основания. Связь между наличием у деревьев цельнокрайних листьев и температурой несколько слабее, хотя холод можно рассматривать как стрессовый фактор, способствующий образованию у листовой пластинки неровностей по краю. Параметры, связанные с осадками, не имели достоверной связи с показателями формы листьев.

Полученные данные свидетельствуют, что важнейшее значение в эволюции листопадной флоры имело приспособление к холоду, главным образом, к наиболее низким температурам.[3]

2.2. Зависимость формы листовой пластинки от освещённости

2.2.1. Влияние освещённости на строение листьев

Анатомическое строение листьев светолюбивых и тенелюбивых растений представляет немаловажные отличия. Листья светолюбивых растений часто равносторонни, если они занимают вертикальное положение, листья же тенелюбивых растений всегда двусторонни.

Светолюбивые и тенелюбивые (гелиофильные и гелиофобные) растения различаются между собою значительно как по своей внешней форме, так и по внутреннему строению.

Сильное освещение замедляет рост побегов; поэтому-то гелиофильные растения часто короткочленистые и сжаты, гелиофобные же наоборот длинночленистые.

Растения, составляющие лесной ковер, обыкновенно высоки, с длинным стеблем. Листья светолюбивых растений обыкновенно узки, мелки, линейной или сходной формы, между тем как тенелюбивые растения в тех же условиях имеют большие, широкие листья. Листья майника двулистного, растения, произрастающего обыкновенно в тени кустарников, достигают на солнце всего 1/3, своей обычной величины.

Листья многих видов растений достигают большей величины в северных странах, чем в широтах более южных, что, по-видимому, связано с большей продолжительности периода слабого освещения.

Листья светолюбивых растений часто складчаты (злаки, пальмы), или кудрявы и бугорчаты, между тем как листья теневых растений плоски и гладки.

Палисадная ткань теневых растений всегда невысока, (стебли, бедные листьями или совсем лишённые листьев, имеют обыкновенно высокую палисадную ткань вокруг стебля); зато губчатая ткань достигает у гелиофобных растений более мощного развития. Листья типичных гелиофобных растений состоят всего из одного ряда клеток (костенец колосовидный). Листья гелиофильных растений имеют узкие, а листья гелиофобных растений широкие межклеточные пространства.

Кожица (эпидермис) светолюбивых растений толста и обыкновенно не содержит хлорофилла (она всегда лишена хлорофилла на верхней стороне листа); иногда она преобразовывается путем поперечного деления клеток в многослойную водоносную ткань (тропические растения); её кутикула бывает всегда утолщена.

Кожица теневых растений тонка и однослойна, иногда содержит хлорофилл и покрыта тонкой кутикулой. Листья светолюбивых растений часто блестящи и отражают много света, примером тому служат многочисленные тропические растения.

Листья теневых растений имеют матовый цвет и увядают на сухом воздухе гораздо быстрее листья светолюбивых растений. Эпидермические клетки листьев светолюбивых растений, в особенности на верхней стороне листа, имеют менее волнистые стенки, чем у листьев теневых растений. Только нижняя поверхность двусторонних листьев светолюбивых растений снабжена устьицами или, по крайней мере, они здесь более многочисленны, чем на верхней стороне (исключение представляют некоторые альпийские растения) и погружены в ткань листа. У теневых растений устьица распределены равномерно на обеих сторонах листа, во всяком случае, однако более многочисленны на нижней стороне, и вместе с тем лежат в одной плоскости со всей поверхностью листа или даже приподняты над нею.

Степень волосистости весьма различна. Гелиофильные растения, часто покрыты густыми волосками, серо-войлочного или серебристо-белого цвета, имеют небольшую опушённость, особенно на нижней поверхности (многие растения, растущие на скалах, на пустошах и в степях). Листья гелиофобных растений вообще гораздо менее волосисты, иногда даже совсем голы.

По поводу влияния света на окраску растений следует отметить, что помимо значения света для образования хлорофилла, он может еще, по-видимому, вызывать образование красного клеточного сока (антокиана). Под влиянием непосредственных солнечных лучей эпидермические клетки голых частей растений окрашиваются нередко в красный цвет, что служит, по-видимому, защитой протоплазме и хлорофиллу (многие молодые побеги, проростки, высокогорных и других растений), хотя имеются утверждения, что окраска последних может зависеть и от влияния холода.

Кроме того, ряд исследователей указывают, что окраска листьев, цветков и плодов растений в более высоких широтах более интенсивна, что, быть может, обусловливается действием почти непрерывного освещения.

Из сказанного выше очевидно, что свет оказывает большое влияние на внешнюю форму и внутреннее строение растений. Это подтверждается еще способностью многих растений приспособлять свое анатомическое строение и, главным образом, строение своих листьев к разным условиям освещения (“пластичные листья”). Лист бука, например, имеет на солнце иное строение, чем лист того же бука в тени. Расположение хлорофилльных зерен в клетке и связанный с этим цвет листьев находятся в зависимости от освещения, более сильное освещение вызывает менее интенсивную окраску, и обратно.[4]

2.2.2. Классификация растений по отношению к свету

По отношению к свету все растения, в том числе и лесные деревья, подразделяются на следующие экологические группы:

гелиофиты (светолюбивые), требующие много света и способные переносить лишь незначительное затенение (к светолюбивым относятся почти все кактусы и другие суккуленты, многие представители тропического происхождения, некоторые субтропические кустарники);

сциофиты (тенелюбивые)- довольствующиеся наоборот незначительным освещением и могущие существовать в тени (к теневыносливым относятся различные хвойные растения, многие папоротники, некоторые декоративно-лиственные растения);

теневыносливые (факультативные гелиофиты).

Гелиофиты. Световые растения. Обитатели открытых мест обитания: лугов, степей, верхних ярусов лесов, ранневесенние растения, многие культурные растения.

Характеризуются следующими признаками:

· мелкие размеры листьев; встречается сезонный диморфизм: весной листья мелкие, летом – крупнее;

· листья располагаются под большим углом, иногда почти вертикально;

· листовая пластинка блестящая или густо опушенная;

· образуют разряженные насаждения.

Сциофиты. Не выносят сильного света. Места обитания: нижние затемненные ярусы; обитатели глубоких слоев водоемов. Прежде всего, это растения, растущие под пологом леса (кислица, копытень, сныть).

Характеризуются следующими признаками:

· листья крупные, нежные;

· листья темно-зеленого цвета;

· характерна так называемая листовая мозаика (то есть особое расположение листьев, при котором листья максимально не заслоняют друг друга).

Теневыносливые. Занимают промежуточное положение. Часто хорошо развиваются в условиях нормального освещения, но могут при этом переносить и затемнение. По своим признакам занимают промежуточное положение.[5]

Глава 3. Исследование зависимости величины листовой пластинки от уровня освещённости

Для исследования мы взяли гербарные образцы растений луга и леса, собранные нами в конце июня.

Исследование № 1.Сравнение площади листовой пластинки гелиофитов луга и теневыносливых растений леса.

Использовали метод промеров[2]. Из каждой пробы методом случайной выборки выбирают по 10 зеленых листьев, определяют площадь методом линейных измерений по длине (Д) и наибольшей ширине (Ш). Площадь измеренных листьев (S) рассчитывают по формуле:

где n – число измеренных листьев.

Данный метод подходит для злаков и других культур с линейной, округлой формой листьев.

Добавить комментарий