Алупкинский парк — единство первостихий

Воронцовский парк в Алупке, и его история

Воронцовский парк (Крым)

Генерал-губернатор граф Воронцов, в связи приобретённым имением в Крыму решил создать у себя роскошный сад, для этого он привлёк придворного немецкого садовника — Карла Кебаха. В 1824 году Августу-Карлу предложили поступить на службу к графу. Жалованье положили 1300 рублей в год , в придачу из экономии выделили муку , сало, пшеницу , и вино . Кебах поддерживал самые тесные отношения со многими известными ботаническими садами России и Европы, и крупными питомниками от которых получал редкий посадочный материал. В начале 1839 года архитектор В. Гунт и К. Кебах приступили к земляным работам по сооружению террас перед южным фасадом дворца, а также созданию малых форм архитектуры в пейзажном парке. Выполняя волю владельцев — сделать «зимний сад под открытым небом», приходилось сажать множество экзотических деревьев, одновременно испытывая их на приживление в новой природной среде.

Парк, раскинулся на 30-40 гектар на небольшом склоне, и условно разделён на зоны. В центре парка располагался дворец. При планировке учитывался горный рельеф Алупки.

Гуляя по дорожкам парка, вызывает восхищение величественные кроны деревьев, которым не одна сотня лет. Под многими написаны их названия.

Вьющиеся стволы деревьев скрываются за густой зеленью, некоторые, напоминают питона.

На одной из полян открывается живописный вид на вершину горы Ай-Петри.

Здесь присутствуют ливанские кедры, каменные дубы, секвойя, и редкая порода араукария.

Из-за обилия горных источников то и дело пересекают дорогу весёлые ручейки, бегущие по желобкам в небольшие водоёмы. На территории парка три водоёма.

На одной из полян раскинулось искусственно созданное Лебединое озеро, обрамлённое валунами, по которому плавают утки, лебеди, и даже совсем незнакомая птица с красноватым носом, белого цвета — индоутка. В центре озера находится фонтан.

В парке учтены особенности горного рельефа. Бесчисленные глыбы и камни диабаза — природный материал оформлены в романтические уголки. Из диабаза построен и сам дворец. А из искусственных водоёмов вытекают каскады небольших водопадов. «Зеркальное» озеро – это природное образование, берущее своё начало в чистом источнике воды. Оно имеет практически первозданный вид.

Граф Воронцов специально выбрал это место для воплощения своих грандиозных замыслов: Ему нравились дикие нагромождения камней, он находил удовлетворение в этих скалистых утесах, его не пугала каменистая почва, на которой растут лишь чахлые кустарники, потому что именно здесь он имел простор для проявления своего эстетического чувства.

Тщательно продуманная дренажная система , индивидуальный многолетний уход за некоторыми растениями , особый режим питания сделали свое дело . Многие , даже очень редкие и прихотливые растения , хорошо укоренились и стали чувствовать себя ничуть не хуже , чем на родине .

Гулять здесь одно удовольствие. Солнце ласково освещает склон парка, а ветер ослаблен из-за выступов пригорков, и многочисленных деревьев. Мощные стволы дерева тисс, из массива которого изготовляют мебель.

В тени деревьев скачут белки.

Достопримечательностью парка является природное нагромождение огромных глыб и камней из диабаза. Эти конгломераты и груды были вписаны в ландшафт парка, а между ними проложены пешеходные тропы.

Можно ощутить себя в каменном лесу, где сверху тень от крон деревьев, массивных глыб, где влажно, а под ногами камни поросшие мхом.

Самый огромный камень в сотни тонн высится перед самым дворцом, словно прикрывая его своей мощью и силой.

Наконец можно выйти к дворцовому комплексу — Воронцовскому дворцу, построенному на месте более древнего замка, от которого сохранились кое-где башенки и часть оборонительных стен.

Воронцовский дворец построен в 1828-1848 году. В центре его территории раскинулся огромный платан, крона которого заняла по периметру весь двор. Под деревом есть камень, замаскированный под натуральный, из которого звучит гармоничная музыка.

Ко дворцу можно подойти с другой стороны, со стороны Шуваловского проезда. Перед входом плоское дерево, крона которого «облепила стену»

Ниже дворца раскинулся нижний парк, оформленный в итальянском стиле. Здесь уже присутствуют пальмы, цветы и гравийные дорожки.

Главному Садовнику Кебаху поручалось вести ежедневные наблюдения за погодой , оформлять все праздничные гулянья и устраивать иллюминации . И в этом он проявлял себя непревзойденным художником , создававшим сказочно — прекрасные ночные феерии . Первая такая красочная иллюминация , устраивалась 5 сентября 1830 годах в честь дня рождения Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой .

Огромный самшит с чудесным ароматом. Чаще встречаем его в садах как невысокий куст.

Нижняя терраса парка оформлена львами.

Самым первым гидом этих мест можно назвать придворного садовника Кебаха. Его современники так описывают прогулки по парку: «Можно было бы з аблудиться, гуляя под зелеными сводами, под шум водопадов и фонтанов, если бы главный садовник Кебах не сопровождал меня; я следую за ним под нависающими глыбами гранита, которые его стараниями превращены в гроты, затем он предлагает мне взобраться на вершину этих колоссов. Я восхищаюсь разнообразными видами, лужайками, деревьями – и особенно великолепной хурмой и двумя кипарисами, которые, согласно преданию, посадил Потемкин в честь приезда императрицы Екатерины II в 1787 г» .

Из нижнего парка уже просматриваются чудесные пейзажи на море.

Посетивший Алупку в 1870 годах, ботаник Ф . Реми с восторгом отмечает: Проделанная здесь работа в самом деле достойна восхищения! Каждый клочок земли, который удалось отвоевать у скал, приютил представителя какой-нибудь пышной растительной формы из отдаленных растительных зон, так что многие чужеземцы здесь вынуждены были приспособиться к особенностям климата и пышно разрослись. Вместе с искусным садовником Кебахом графу Воронцову удалось вдохнуть жизнь в оцепенелую природу.

Воронцовский парк — зеленое обаяние Алупки

Алупка – скромный по размеру курортный городок, предназначенный для тихого отдыха и оздоровления. Однако больше всего она прославилась восстановленной парковой архитектурой и скульптурой. На полуострове Крым Воронцовский парк, расположенный в этом населенном пункте, без лишней скромности называют величественным. В рейтинге известности у русскоязычных жителей он стоит сразу после Лувра – популярнейшего садового ансамбля мира. В чем же заключается невероятный магнетизм и обаяние этой памятки? Почему сюда едут тысячи туристов?

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится парк в Алупке?

Карта дает понять, что произведение паркового искусства располагается в северо-восточной половине Алупки. Одной стороной оно выходит на пляж. Дворцовое шоссе приводит путешественников с юго-запада.

Достопримечательность на карте Крыма

Воронцовский парк: из истории появления

В эпоху строительства дворца дворян Воронцовых (начало XIX столетия) парки, подобные этому, были последним криком моды. Российские аристократы выписывали скульпторов и архитекторов из Италии, а садовников – даже из Франции. Как ни странно, к созданию Алупкинского парка приложил руку немец. Звали его Карл Кебах. Генерал-губернатор Новороссийского края доверял профессионалу – садовнику в 10 поколениях, являвшемуся по образованию ботаником.

Позже Михаил Семенович назначит мастера главным растениеводом прибрежного Крыма. Целью Воронцова было показать торжество человеческого разума над необузданной природной стихией. И с помощью немца ему это удалось.

Окончательно ландшафт сформирован в самой середине позапрошлого века, а в 90-ых гг. наступает время расцвета его популярности. В следующем столетии в его композицию уже не вносили никаких изменений. Жестокие времена трех войн не оставляли людям время даже на уход за парком. С 1945 г. он подвергается наибольшему упадку, частично зарастает. Здания, скульптуры и малые архитектурные формы ветшают. Лишь в «новую», российскую эпоху Алупкинский парк обретает свое былое величие.

Легенды летних террас

В одной точке зеленой зоны можно найти любопытный ракурс. Находясь у Фонтана Слез, есть возможность сделать уникальное фото. Воронцовский парк в Алупке предстанет в кадре немного непривычным, лишь слегка узнаваемым. Проще будет подумать, что на снимке Лувр. Отсюда видна «псевдоготическая» половина дворца. Как правило, у этого потрясающего водного каскада собираются влюбленные парочки. Бытует миф, что именно из-за искомого пятачка мини-курорт прозвали городом любви!

Алупкинский парк – желанное место гостя Крыма

В г. Алупка Воронцовский парк известен всем, что неудивительно. Его площадь составляет около 40 гектаров. Он раскинулся по склону – от подножия скальных исполинов Ай-Петри до морских осыпей. В каком бы жилом массиве вы не проживали – из окон всегда будет виден живописный комплекс. На его территории насчитывается двести разновидностей экзотических деревьев (постриженных в разные формы), а также кустарников. Здесь удалось акклиматизировать различную зелень из средиземноморских земель, западного полушария и даже Восточной Азии.

Территория искомого объекта для экскурсий – место, где произрастают:

  • черные маслины;
  • средиземноморские кипарисы;
  • пахучий лавр;
  • пальмы нескольких видов;
  • зеленая калина;
  • чилийская араукария;
  • апеннинская сосна;
  • дуб пробковой разновидности;
  • платан Востока;
  • магнолия (крупные цветки);
  • кустарники.
Читайте также:  Круглый водоем: как сделать пруд в саду из бетонного кольца своим руками

Дендрарий разбит в соответствии со стилем «пейзажа», дополняющим местный ландшафт по схеме амфитеатра. В крайней точке полукруга — «Чайный домик», «выходящий» на взморье. Комплекс разделен на Верхнюю и Нижнюю часть шоссе, ведущим из Малой Ялты в Симеиз, поэтому оба его уровня удобнее будет посетить по очереди. Все это дает возможность подробнее насладиться устроенными в них «чудесами».

Разговор о Глыбе Луны, Великом и Малом Хаосах, трех озерах, 4 полянах, 3 фонтанах, источниках «Чайного домика» и «Глаз Кошки». Не стоит забывать про террасу Львов и скалу Айвазовского. Если смотреть с морского берега, все два уровня достопримечательности Алупки сливаются в единую, чарующую композицию. Что касается режима работы заповедного места, то его ворота закрываются лишь на ночь.

Как доехать (добраться)?

Добраться до уникальной зеленой зоны из Ялты предпочтительней на общественном транспорте – маршрутке №102, выходя на остановке «Воронцовский дворец». Впрочем, сюда идет и автобус №115 – в этом случае выходите на «Горсовете».

На машине от центра Ялты доехать до Алупкинского парка можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: Дворцовое шоссе, 18, п. Алупка, городской округ Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.422177, 34.058462.
  • Телефон: +7-978-018-56-74.
  • Официальный сайт: http://worontsovpalace.org/
  • График работы: с 9:00 до 17:00.
  • Цены на посещение: для взрослых – 100, для детей и учащихся – 70 рублей.

Поражающий взгляд парк, раскинувшийся перед дворцом Воронцова, местные именуют по-разному – Воронцовским (в честь первого хозяина) или Алупкинским (в честь живописного поселка, где он находится). Важно другое: данный комплекс – одно из немногих произведений архитектурного и ландшафтного искусства, оценить которое спешит не только каждый второй россиянин, но и много иностранцев. Незримо здесь до сих пор ощущается энергия давно ушедших людей – садовников, художников, скульпторов. Это нечто большее, чем органичное продолжение дворца! Видео об этом месте прилагается, приятного просмотра!


«8 чудес Алупки»: Большой хаос

«Дворец величием природу победил,

Но долго видеть блеск глазам не хватит сил.

И бронза, и хрусталь. и мрамор безупречны,

Но наслаждения всем этим быстротечны,

А пруд иль озеро иль тихий водоем

На них мы весь наш век глядеть не устаем

Природы никогда не будет слишком много

Всегда прекрасная – она творенье бога»

Делиль. Поэма «Сады»

Одна из самых величественных картин Алупкинского парка – Большой хаос. Древние греки считали, что из Хаоса все начиналось и, пройдя круговорот природы, все им заканчивалось.

«8 чудес Алупки»: Большой хаос

Сады и парки с давних времен считались воплощением мечты человека о рае на земле. Менялись эпохи, менялись вкусы – изменялись и стили садов.

ХVIII-ХIХ века – расцвет садово-паркового искусства. В ХVIII веке господствовали классические регулярные сады – длинные прямые аллеи, фигурная стрижка растительности, геометрические газоны. Но со временем такие парки стали выглядеть монотонными, скучными и слишком правильными. Их грандиозность подавляла, они были чересчур парадными и не оставляли возможности для отдыха и уединения.

Поэтому в начале ХIХ века на смену им приходят романтические парки пейзажного ландшафтного стиля, где все делалось в подражание естественной природе, они мало чем отличались от окружающей местности.

Лучшие представители естественного стиля признавали авторитетом только саму природу, но не дикую, распущенную (ведь парк все-таки предназначался для людей, а не для дикого зверя), а облагороженную до идеальной красоты.

Дорожка к Большому хаосу

Выбирая место для устройства своей летней резиденции, граф Воронцов учитывал условия и для создания парка, потому что он в то время был главным элементом усадьбы. Из всех окрестных южнобережных деревень он остановился на Алупке.

Парки были достаточно дорогим удовольствием и доступным только очень богатым людям. Поэтому очень тщательно подходили к выбору садовника, который будет создавать парк. Он должен быть опытным, умелым, с рекомендациями, и обязательно обладать художественным вкусом.

Стать дельным, полезным, даже ученым садовником может каждый, но строить изящный сад без таланта – немыслимо. Граф Воронцов выбрал немецкого садовника Карла Кебаха. Он приехал в Алупку в 1824 году и приступил к созданию парка ранее, чем началось строительство дворца, потому что в то время уже дом был в парке, а не парк при доме. Но и парк, и жилье обязательно согласовывалось с окружающей местностью.

Вид на горы с хаоса

Романтический парк – это обязательно парк настроения. Красота природы была бы не полной без эмоций, пробуждаемых в человеке. Романтические парки призывали к размышлениям. Природа из замкнутой, огороженной стенами и изгородями, стала выражением чувств человека.

Пейзажные парки связаны с философией. Искусство романтизма охотно пользовалось темой хаоса, заимствованной из античной философии.

Картины хаосов были очень популярны в парках, но во многих местах их делали искусственно. Алупке ее хаосы подарила природа 150 миллионов лет назад.

Хаос, вид на горы

Раскаленная магма из недр земли поднялась к поверхности и застывала в течение многих веков, а вследствие землетрясений и оползней распадалась на обломки. И здесь получился застывший каменный водопад, низвергающийся с высоты.

Камни Большого хаоса

Но даже это олицетворение грозных сил стихии, человек постарался преобразовать. Из нагромождений извлекали мелкие обломки, оставляли только крупные блоки, чтобы подчеркнуть грандиозность этой картины.

Хаос в Воронцовском парке

Большой хаос в Алупке

Вершину своеобразно нарастили, посадив там рощу итальянских и алеппских сосен. Между камней проложена дорожка, ведущая на вершину хаоса, где устроены видовые площадки. С них открывается величественная панорама гор, моря и дворцово-паркового ансамбля в целом.

Побывав в Алупкинском парке, обязательно стоит полюбоваться силой природы, создавшей столь величественную картину – Большой хаос.

« Предыдущие записи| Следующие записи »

Алупкинский парк

В истории русского паркостроения Алупкинский парк занимает видное место как интересный пример комплексного решения большого ансамбля в условиях юга. Он создавался с учетом рельефа, климата, местной растительности, при максимальном освоении классических образцов садово-паркового искусства.
Дворец графа Воронцова, превращенный ныне в музей, был построен в духе английской готики, а вход во дворец с южной стороны был оформлен в мавританском стиле. Парк строился одновременно с дворцом крепостными под руководством талантливого немецкого садовника Карла Кебаха.
Для строительства зданий применяли местную породу магматического происхождения, известную под названием диабаза. Благодаря этому дворец как бы сливается с окружающим ландшафтом, с виднеющимися вдали вершинами Крымского хребта и со скалами, громоздящимися по склонам гор и на берегу моря (фото 1,2). Он как бы вырастает из недр самой земли и гармонично сочетается с вечнозелеными деревьями парка – кипарисами, соснами, кедрами и т. п.


Фото 1 и 2. Общий вид дворца со стороны моря
Территория, расположенная непосредственно перед южным фасадом дворца, решена террасообразно, а вся остальная территория между дворцом и морем, а также к северу, в сторону гор, трактована живописью, т.е. как ландшафтный парк.
На фото 3 показан монументальный вход во дворец с западной стороны. Две мощные сторожевые башни, увенчанные зубцами, покрыты почти сплошь вьющимися растениями (плющ).

Фото 3. Вход во дворец с западной стороны
Портал, ведущий к узкому проходу между зданиями (фото 4,5) решен менее строго.

Фото 4. Шуваловский проезд (внутренний проход дворца с западной стороны)

Фото 5. Шуваловский проезд (внутренний проход дворца с западной стороны)
Мы уже говорили об органической связи дворца с ландшафтом. Такая же связь наблюдается между дворцом и парком: очертания террас подобны очертаниям южного фасада дворца, а план в целом продиктован условиями рельефа.
Контуры всех трех террас аналогичны контуру южного фасада, а главные декоративные элементы сада – фонтаны, скульптуры, вазы и скамьи – белизной мрамора удачно сочетаются с монументальным порталом входа, с яркой окраской зелени, обвивающей столбы и стены восточной и западной веранд (фото 6, 7, 8, 9).

Фото 6. Вид южных террас со стороны моря

Фото 7. Мраморный фонтан, расположенный слева от южного фасада дворца
Фото 8. Мраморный фонтан, расположенный справа от южного фасада дворца
Два мраморных фонтана симметрично расположены в центре каждого партера (фото 7,8). Фонтан состоит из двух плоских бассейнов (контуры их волнисты) и центрального стержня, поддерживающего три чаши, постепенно сужающиеся кверху. Последняя из них подобна волшебному растению с цветами лотоса. Рисунок края чаш фонтанов хорошо сочетается с рисунком обрамления портала (фото 7).
Силуэт фонтана чрезвычайно изящен и эффектен.
Очень хороши мраморные скамьи (по две с каждой стороны площадки) с удачным оформлением из стриженого буксуса. Этот последний настолько возвышается над скамьями, что образует своего рода спинку. Контраст между буксусом и мрамором исключительно эффектен (фото 9).


Фото 9. Скамьи на террасе перед южным фасадом
Главным украшением являются символические львы, расположенные по обеим сторонам лестницы. Особенно хорош нижний, «спящий» лев (фото 10) работы итальянского скульптора Бонани. Он спит, положив морду на скрещенные лапы.

Фото 10. Спящий лев
Второй лев, «просыпающийся», расположенный наверху лестницы, зорко вглядывается вдаль и, несмотря на свою полулежачую позу, готов каждую минуту к прыжку (фото 11).
Фото 11. Скульптура просыпающегося льва в начале лестницы
Третий лев, у самого портала входа во дворец, давно бодрствует, грозно раскрыв пасть и победоносно держа под лапой шар – символ его владычества (фото 12). Становится ясным замысел всей композиции: дворец поднимается над морем среди скал, подобно крепости, а грозные львы сторожат эту неприступную крепость.

Фото 12. Бодрствующий лев
Спустившись по лестнице на вторую террасу, мы попадаем на аллею. Аллея ведет с западной стороны на территорию нижнего парка, а с восточной стороны – к расположенной на том же уровне площадке перед корпусом библиотеки. В центре площадки (фото 13) – небольшой фонтанчик из двух чаш, подобных чашам верхних фонтанов, но без их великолепного завершения и с квадратным бассейном.
Фото 13. Фонтанчик из двух чаш
Лучшим украшением площадки является «фонтан слез» (фото 14), расположенный в стене, соединяющей главный корпус дворца с корпусом библиотеки, – изящное сооружение, по идее повторяющее Бахчисарайский фонтан.
Фото 14. “Фонтан слез” на второй террасе
Вставленный в нишу фонтанчик замечателен и по масштабу миниатюрных чаш, и по тончайшей, ювелирной обработке деталей. Площадка, на которой находится фонтан, ограничена с запада очень высокой подпорной стеной первой террасы, почти целиком увитой плющом (что способствует оптическому уменьшению размеров площадки), с северной стороны – стеной террасы, соединяющей дворец со зданием библиотеки, и с востока – библиотекой. Таким образом, площадка открыта лишь в сторону моря, и в этом почти замкнутом пространстве чрезвычайно удачно расположен фонтан. Контраст усиливает рельефность деталей фонтана по сравнению с гладью стены.Стенной фонтан украшен изящными, тончайшими колонками из белого и черного мрамора и рядом чашечек; вода, вытекая из стены, переливается по каплям из одной чаши в другую, пока не выливается, наконец, в миниатюрный бассейн, расстилающийся у подножия этой богато обработанной вертикальной плиты.
Прием замкнутой композиции наблюдается и в других местах. Так, например, спустившись по лестнице около корпуса библиотеки, мы очутимся на замкнутой площадке, где на фоне фантастического пейзажа – замка, скал и деревьев, расположен фонтан, показанный на фото 15. Он также помещен у стены. Главным украшением этого фонтана служит великолепный барочный горельеф с амурами. Из барельефа вода вытекает в бассейн – саркофаг.
Фото 15. Фонтан в стене на третьей террасе
Верхний, пейзажный парк украшен рядом искусственных водоемов и небольших водопадов.
Главным украшением верхнего парка служат прекрасные деревья, растущие в одиночку или группами, и обширные лужайки. Этим Алупкинский парк отличается от русских парков средней полосы, где главным декоративным элементом являются естественные водоемы, а лужайки имеют второстепенное значение. Посадка деревьев в одиночку в русских парках также мало распространена; обычно там преобладают рощи и групповые посадки.
Оригинальным приемом, использованным в Алупкинском парке, является использование диких скал («хаоса») как декоративного элемента парка. Они необычайно способствуют впечатлению естественности, особенно при сочетании с местными породами: крымской сосной и другими деревьями, привычными, как и кипарисы, для пейзажа Крыма. Поднявшись от Алупки в горы, на каждом шагу встречаешь группы сосен с разбросанными в хаотическом порядке глыбами камней.
Поверхность полян – иногда ровная, иногда покатая; на них очень эффектно выделяются великолепные деревья самых различных пород. Хорошим примером групповой посадки в сочетании с большой поляной является группа (ливанский кедр и итальянская сосна), показанная на фото 16 и 17.
Фото 16. Сосна итальянская в верхнем парке

Фото 17. Ливанский кедр в верхнем парке
С редкими дендрологическими экземплярами можно ознакомиться в деталях: так, например, ливанский кедр, показанный на фото 17, своими характерными простирающимися в одной плоскости широкими ветвями покрывает значительную часть лужайки и проходящую вблизи аллею.
Редчайшими экземплярами изобилует и нижний парк. В отличие от верхнего, ограниченного с западной стороны, нижний парк тянется к востоку и западу от дворца. В западной части имеется пальмовая аллея (фото 18), что чрезвычайно ценно, так как пальмы редко встречаются в Крыму.

Читайте также:  Как сделать лопату для снега своими руками для обычной и автоматической уборки

Фото 18. Аллея пальм в нижнем парке
Алупкинский парк очень богат по видовому составу своей растительности: в нем собрано около 200 видов древесных пород, среди которых имеются и очень редкие растения.
Возраст насаждений – в основном 90-110 лет, разбивка парка была закончена в 1834 году, но имеются и небольшие посадки более позднего времени.
Условия произростания растений в парке очень благоприятны, особенно в центральной части между двумя балками и в верхней части, благодаря наличию нескольких источников и хорошим почвенно-грунтовым условиям.
В Алупкинском парке достигнуто весьма ценное сочетание архитектурно-планировочной композиции с богатым ассортиментом местных и экзотических пород.

По статье Колесникова А.И. «Алупкинский парк», – Архитектура парков Кавказа и Крыма. – Гос. Арх. Изд-во, Москва, 1949 г.

Архивы

Карта сайта

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые гости музея-заповедника!

Во исполнение Приказа Министерства культуры Республики Крым от 27.03.2020 № 70,71 в рамках общереспубликанских мер по снижению и предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCov)

посещение выставок, экспозиций, придворцовой и парковой территории

Алупкинского музея-заповедника
ПРИОСТАНОВЛЕНО
до особых распоряжений.

Приносим глубочайшие извинения!

Надеемся на ваше понимание и поддержку.

С уважением, Администрация.

Алупкинский парк — единство первостихий

Когда у нас в стране впервые узнали об ушу, которое пришло на смену экзотическому, но тогда еще малоправдоподобному понятию «кунфу», во многом оно было связано с именем Алексея Маслова. Именно он дал тогда первое интервью в одной из центральных московских газет, за которым сразу же последовала недовольная реакция официальных властей. Начав преподавание у нас в стране еще в 1986 г., он и сегодня неизменно придерживается принципа преподавания исключительно традиционных аспектов ушу, причем до сих пор он делает это абсолютно бесплатно, объясняя тем, что «настоящее обучение — это передача души, а это стоит за гранью денег. Меня обучали бесплатно — я передаю тоже бесплатно». Многие узнавали впервые об истинной истории и философии ушу именно из книг Маслова.

Алексей — выпускник института Стран Азии и Африки при МГУ, кандидат исторических наук, сотрудник Института Дальнего Востока РАН впервые в России в полной мере заговорил об ушу как о полноценной и многогранной части китайской духовной культуры, не менее важной для этой страны, чем, скажем, конфуцианство, каллиграфия или традиционный театр. Он сумел рассказать о том, что отличает настоящие китайские боевые искусства от многочисленных западных подделок — речь шла об «истинной традиции» или «доподлинной передаче» в ушу, то есть о том духовном стержне, который и превращает обычный, пускай и весьма изощренный метод боя, в высокое духовное искусство и способ внутреннего самовоспитания.

Ему — одному из немногих европейцев — посчастливилось обучаться у настоящих китайских мастеров на родине ушу в Китае. Прекрасно владея как древним, так и современным китайским языком (Алексею принадлежат — переводы многих древних трактатов, в том числе и знаменитого «Дао дэ цзина»), он сегодня признан как один из лучших историков боевых искусств в мире, к тому же обладающий высокими степенями в ушу.

Куда только ни заносили его путешествия по Китаю! Объехав почти всю страну, он слушал лекции об основах буддийской доктрины у буддийских монахов, обучался «внутреннему искусству» у даосских мистиков, тренировался у народных мастеров ушу в глухих деревнях и просторных Академиях ушу. Его стилями стали шаолиньцюань, мицзунцюань — стиль «потерянного следа», тайцзицюань — стиль «Великого предела», синъицюань — стиль «формы и воли», причем многими традиционными школами Алексей был признан как истинный носитель ушу — фактически передатчик того древнего и во многом тайного знания, которое накопила китайская культура за тысячелетия своего развития.

Отличный знаток китайской истории, культуры и национальной психологии, автор многих книг и статей в области восточных традиций, блестящий лектор, — он может быть назван одним из лучших мастеров ушу за пределами Китая. Алексей сегодня является вице-президентом Ассоциации боевых искусств России, международным инструктором высшего уровня Всемирного Общества боевых искусств и президентом Г енеральной Ассоциации боевых искусств Цзинъу по России, крупной международной организации, которая занимается традиционным ушу.

Читайте также:  Габионы своими руками: пошаговая инструкция и фото-идеи обустройства участка

Мне кажется, что сегодня, когда боевые искусства активно идут в сторону спорта и отрываются от той тонкой и глубокой духовности в воспитании, которая была им исторически присуща, эта книга, за которой стоит не только многолетний опыт автора, но и опыт не одного поколения мастеров, может обратить взоры энтузиастов к истинным ценностям боевых искусств.

Генеральный секретарь Ассоциации

Боевых Искусств России, 5-й дан

Всемирного Общества боевых искусств,

5-й дан Всемирного сообщества

международных инструкторов, 4-й дан

«Путь синъицюань заключен в

устранении болезней и продлении

жизни, но прежде всего — в науке

Мастер Бай Сиюань, Х1Х в.

Синъицюань — один из наиболее сложных и комплексных стилей, принадлежащих к внутреннему направлению китайских боевых искусств ушу. «Воля человека следует прежде его формы», «В середине человека живет его волевой импульс, а в приемах ушу он обретает форму», говорили мастера этого стиля. Поэтому название синъицюань переводится как «кулак формы и воли», что символизирует собой абсолютное единство внешнего и внутреннего аспектов в человеке. Многие специалисты считают этот стиль намного сложнее, чем даже знаменитые тайцзицюань («Кулак Великого предела») и багуачжан («Ладонь восьми триграмм»), так как он требует тонкого внутреннего чувствования, знания принципов сочетания мягких и жестких движений. К тому же быстрые передвижения и мощные удары и кажущаяся исключительно боевая направленность часто сбивают с толка многих учеников, которые воспринимают лишь внешнюю форму стиля. Поэтому сразу же оговоримся, что изучение синъицюань — это не механическое заучивание движений, а прежде всего овладение принципами ушу, его философией и духовной традицией.

Сегодня синъицюань — один из самых известных и в то же время практически закрытых стилей китайского ушу. Он возник раньше своих «сородичей» по внутренним стилям — тайцзицюань и багуачжан и имеет под собой сложную философскую теорию. Боевой, оздоровительный и духовно-философский аспекты здесь слиты воедино, и один не существует без другого. Синъицюань — стиль реального боя, в котором используется много хитроумных приемов, делается специальный упор на удары по жизненно важным точкам. Бойцы тщательно изучают тактику построения поединка, способы дыхания, медитацию. Этот стиль далек от театрализованной демонстрации, но в то же время полон грациозности и внутренней эстетики движений.

Иногда можно услышать мнение, что каждому возрасту соответствует свой внутренний стиль. Например, синъицюань с его быстрыми мощными движениями следует заниматься в молодости, позже переходить на более спокойный и более «мудрый» багуачжан, а в пожилом возрасте практиковать тайцзицюань. Но история показывает нам обратное: парадоксальный факт — многие великие патриархи синъицюань начинали заниматься этим стилем даже не сказать что в зрелом, в пожилом возрасте. Непревзойденный Ли Лонэн, создавший фактически всю современную теорию синъицюань, приступил к тренировкам в сорок лет, а через десять лет уже считался мастером номер один. Малоизвестный Ли Цзиньчжай впервые пришел в ученики к Ли Лонэну в возрасте за шестьдесят лет, а в семьдесят шесть лет стал преемником школы. Другая знаменитость ушу — легендарный Сунь Лутан начал постигать основы синъицюань, когда ему было около сорока лет. В этом нет ничего удивительного, так как синъицюань для своего понимания требует определенного жизненного опыта, некой духовной зрелости.

Если в своем целостном виде синъицюань считается элитарным стилем и даже в Китае доступен лишь крайне ограниченному числу последователей, то многие оздоровительные упражнения из этого стиля, например методы дыхания, самомассажа, психотренинга сегодня активно используются в китайской медицине для лечения многих болезней. Рациональная система тренировки позволяет начинать занятия в любом возрасте независимо от физической формы, постепенно приходит не только крепость мышц, но и очищение души, как сказали бы сами китайцы, «приходят трансформации духа». Не случайно мастер Сунь Лутан, исходя из собственного опыта занятий синъицюань, как то заметил: «Путь кулачного искусства требует лишь упорной тренировки собственного тела для устранения болезней и обретения долголетия». Таким образом идеал устремления истинного бойца простирается далеко за пределы собственно ведения поединка, но дарит удивительное долголетие, причем не только телесное, но и духовное. Сам же Сунь Лутан выходил на поединки даже тогда, когда ему было за семьдесят лет.

Исары Горного Крыма. Блог фотографического краеведения

Каменный Хаос Воронцовского парка

Каменный Хаос Воронцовского парка

Вначале был Хаос. Потом Хаос обрел твердь и превратился в огромную скалу. Однако силы природы кипели и под безжалостным ударом громадного землетрясения гора обрушилась и вновь превратилась в Хаос. А потом сюда пришел человек. Он увидел Хаос и сказал, что хочет, что бы Хаос стал Красивым. И закипела работа, и вскоре Хаос превратился в известный нам сегодня Воронцовский парк в Алупке, что на Южном берегу Крыма. Здесь нужно отметить, что этот Человек был одним из богатейших и влиятельнейших людей своего времени.

Звали этого человека граф Михаил Воронцов, и от его желаний нам также остался и названный в его честь прекрасный Алупкинский (Воронцовский) дворец. Но посетим дворец мы как нибудь в другой раз, а сегодня познакомимся с частью так называемого Верхнего Алупкинского парка — природным Каменным Хаосом.

Хаос находится в верхней северной части парка и является главной природной изюминкой Алупки. Разрушенная некогда скала образовала осыпь многотонных камней из диорита, нависающих над зеленой парковой зоной. По предположениям ученных приблизительно 150 миллионов лет назад произошло извержение древнего вулкана на месте сегодняшней Алупки. Извергнутая магма застыла и со временем, поднявшись на земную поверхность под воздействием сильнейшего землетрясения рассыпалась на тысячи больших и малых обломков, по которым мы сегодня можем подняться на вершину Хаоса.

Также из парка на вершину Хаоса ведет благоустроенная каменная тропа, причудливо извивающаяся между громадных глыб диабаза, проныривающая между изогнутыми стволами парковых деревьев и украшенная вьющимися по камням сплетениями зеленых побегов.

Постепенно тропа неуклонно забирающаяся вверх, миновав несколько смотровых площадок, выводит на вершину Хаоса представляющую собой поляну с растущими на ней соснами — итальянского и алеппского сортов.

С вершины открывается великолепный вид — под ногами за скальной осыпью парк чарует своей вечнозеленой растительностью, дальше на юг, за кромками деревьев, голубеет полоска Черного моря.

С противоположной стороны взгляд скользить по карабкающимся в гору домам Алупки, над которыми виднеется Алупка — Исар, а еще выше — зубцы горы Ай-Петри.

Здесь, на вершине Хаоса и самой высокой точки Алупкинского дворцово-паркового комплекса, как не вспомнить о безымянных строителях, чьим потом и трудом и было создано все это великолепие. История Алупкинского ландшафтного парка начинается с первых десятилетий 19 века, когда эти места были выбраны для летней резиденции вышеупомянутого графа Воронцова. Начиная с 1824 года и без малого почти сорок последующих лет кипела работа над обустройством парка и строительством Воронцовского дворца. Работами по устройству парка руководил немецкий садовник Карл Кебах. По его замыслу и желанию Воронцова парку был придан романтический вид, в котором центральной темой проходила антично-филосовская тема первозданного природного Хаоса.

В этом месте каменная осыпь носит название — Большой Хаос, оно получено за счет громадного ряда каменных глыб, покрывающих весь склон.

А вот спускаясь по тропе вниз, ко дворцу, мы минуем так называемый Малый Хаос. На самом деле здесь также все было усыпано обломками, но по указанию архитектора все небольшие и средние глыбы были убраны (они использовались при строительстве дворца) и оставлены лишь самые значительные, которые в некоторых местах образуют собою гроты и своды.

После посещения Большого и Малого Хаосов по тенистым романтическим тропинкам отправимся осмотреть Воронцовский дворец, тем более что по некоторым сведениям, до момента строительства дворца на его месте мог находиться средневековое укрепление — исар.

Знакомясь с многочисленными природными и историческими памятниками Крыма стоит выбирать наилучшие места для пополнения своих сил. И как нельзя лучше для этой цели подходит самая середина Южного берега Крыма — прибрежная Алупка. Приглашаю Вас остановиться на отдых в комфортабельных номерах, расположенных у парковой зоны этого живописнейшего места Черноморского побережья.

Добавить комментарий